Экономика

«КЛААС» становится российским

«КЛААС» становится российским

В конце минувшей недели в Краснодаре случилась грандиозная пиар-акция по случаю открытия завода по производству комбайнов немецкой компании «Клаас». В акции приняли участие министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, губернатор Кубани Александр Ткачев, посол Германии в России Ханс-Фридрих фон Плетц, а также руководители компании «Клаас» во главе с председателем совета учредителей г-ном Клаасом.

Участники дружно выразили «глубокое удовлетворение» в связи с долгожданным открытием завода. Оное называлось «новой страницей в экономической истории Кубани и России» и даже «очень важным экономическим и политическим событием российского и европейского масштаба». Публике поведали о радужных перспективах, открывающихся перед отечественным комбайностроением. В их числе – освоение неких новых технологий, а также возможность «поставлять комплектующие» российского производства, коих уже скоро («через несколько лет») в комбайне будет до 50 процентов. Кроме того, немцы должны-де заставить русских работать лучше, а Россия в конце концов получит современную промышленность и современное сельское хозяйство.

Картину праздника, однако, портили несколько незначительных деталей. Начать с самого места действия. «Завод» представляет собой небольшой сборочный цех, где из крупных узлов (кабина, двигатель и пр.) в течение полутора часов бригада из 40 человек собирает комбайн. Объем инвестиций в новорожденное предприятие – около 20 миллионов евро. Сколько это «около» официальные лица не уточнили, в кулуарах же называлась гораздо меньшая сумма.

Обещанной «кооперации» с отечественными производителями пока так и не произошло, хотя разговоры о ней идут уже не первый год. Правда, в Краснодаре произведен симпатичный трафарет «ООО CLAAS. Сделано в России», представленный на стенде в сборочном цехе. Кроме него там же находился еще с десяток деталей отечественного производства – цепи, гидроцилиндры, тележка для жатки. Как пояснили сотрудники предприятия, выставка организована для высоких гостей, а детали, возможно, будут использовать «в дальнейшем». По словам генерального директора ООО «Клаас» Ральфа Бендиша, «российская составляющая пока не превышает 9%». Но и эта цифра в глазах рядовых сборщиков выглядит завышенной. Корреспонденту «Известий-Юг» они сообщили, что абсолютно все в новых комбайнах – немецкое.

Выгоды, которые должны получить крестьяне от внедрения клаасовской техники, также выглядят несколько неопределенно. Понятен восторг Алексея Гордеева, назвавшего немецкий комбайн «сельскохозяйственным Мерседесом». Но по карману ли оный нашему крестьянину? Статистика на сей счет не слишком утешительна. Так из шести с половиной сот кубанских хозяйств 45 в 2002 году были банкротами. В 2003 г. их уже насчитывалось 80, в 2004 г. – 180, а сегодня - 270. 270 из 650 - банкроты! Тенденция продолжает оставаться неутешительной и в нынешнем году. А как иначе? Год назад тонна зерна стоила 6-6,4 тысячи рублей, сегодня – 2,8-3 тысячи. Двукратное падение доходов на фоне резкого роста издержек ставит вопрос о выживании. Тут уж не до «сельхоз-мерседесов» со всеми их достоинствами.

Тем не менее последние несколько лет администрация Краснодарского края и Минсельхоз РФ активно продвигают «Клаасы» на рынок. Для этого используются лизинговые схемы, долгосрочные кредиты с компенсацией части банковской ставки за счет казны и многое другое. Правда, такие меры поддержки по идее должны распространяться лишь на отечественную технику, но власти, вероятно, давно признали «Клаас» «родным», потому и проблема отпала автоматически. Ведь чем еще, кроме родственных чувств, объяснить тот факт, что для строительства небольшого сборочного производства пришлось вывернуть городской и отчасти краевой бюджет.

Чтобы осчастливить кубанцев своим присутствием немцы потребовали проложить к своему заводу железную и автомобильную дороги, протянуть все коммуникации. Обычно в наших палестинах условия бизнесу диктуют чиновники. От них же по обыкновению зависят и сроки официального оформления бизнес-проектов, растягивающиеся порой на годы. Но в нашем случае произошло невиданное. Все требования немецкой стороны были исполнены с несвойственной россиянам оперативностью и педантичностью. По самым скромным подсчетам, казне это удовольствие обошлось минимум в 50 миллионов рублей. Больше того, клаасовскому бизнесу был создан режим максимального благоприятствования. Так 10 гектаров земли в краевом центре обошлись фирме в 10 миллионов рублей, - по миллиону за гектар (или $ 300 за сотку), хотя рыночная стоимость, по некоторым оценкам, - втрое больше.

Требования компании при выборе места строительства были поистине фантастическими. Не зря полтора десятка регионов отказались от такой «чести». Как сказано в договоре, «расходы по оплате электричества, тепла, газа, канализации, снабжения и утилизации ООО «Клаас» несет… на максимально льготных условиях». Кроме того, «администрация обязуется оказывать поддержку «Клаас» в поиске подходящих гостиниц, частных отелей или других возможностей для размещения сотрудников, а также в согласовании приемлемых цен… Администрация обязуется оказывать поддержку «Клаас» в приобретении в собственность подходящих объектов недвижимости для переоборудования их в собственные жилые дома или помещения для сотрудников по минимально допустимой цене…». Сюда же следует отнести бесчисленные льготы по налогообложению в региональный и городской бюджеты, минимальные ставки на аренду помещения, «упрощение» таможенных процедур и многое, многое другое.

Что мы имеем в результате? Частная фирма с оборотом, вдвое превышающим годовой бюджет всего края, за копеечные инвестиции получает поистине невиданные преференции. За что? Чем отличается «Клаас» от прочих немецких компаний, которые всеми силами стремятся вынести свои производства в «третьи страны», где присутствует дармовая и практически бесправная (по немецким меркам) рабочая сила, дешевое (по сравнению с Европой) электричество, коммуналка, газ, обширный рынок сбыта опять же? Почему, чтобы гарантировать западной компании сбыт ее продукции, власти берут у «Сбербанка» кредит на 750 миллионов рублей? А чего только стоит обязательство в 2004-2005 гг «оказать поддержку» по продаже не менее 250 машин. Их общая стоимость превышает 60 миллионов евро. Если сравнить только эту цифру с объемом клаасовских инвестиций, ответ на вопрос «кто кого инвестирует?» становится очевидным. Еще более очевиден становится смысл происходящего. «Клаас» помимо сокращения издержек за несколько лет добился колоссальных преимуществ на новом рынке, сумел без особых затрат наладить сбыт своей супердорогой продукции нашему нищему крестьянству и даже получить доступ к бюджетным деньгам. Последнее просто потрясает. Алиса в зазеркалье по сравнению с нашей историей – просто произведение социалистического реализма. Трудно себе представить, что стало бы с каким-нибудь немецким чиновником, если бы он начал за счет бюджета компенсировать часть процентной ставки «Дойчебанка», навязывая местным бюргерам, скажем, комбайны «Ростсельмаша». С другой стороны, удивляться нечему – туземцев в колониях всегда возили мордой об стол, иногда даже вежливо улыбаясь при этом.

Что касается селян, то некоторые из них уже имеют опыт приобретения «Клаасов» в лизинг. Нужно сказать, что для привлечения клиентов техника отдавалась практически «под честное имя». Некоторые купились на такой «подарок». Среди них председатель одного из хозяйств Лабинского района, попросивший не называть его имя. «Взять кредит в банке для покупки техники мне сегодня практически невозможно. Требуют залог, гарантии. А тут никакого обеспечения не потребовали. Я и решился. Ну и прогадал в итоге. Комбайн, конечно, хороший. Но для него пришлось нанять немаленькую охрану, а это расходы. Пришлось покупать дорогие импортные масла, добывать соответствующее дизтопливо вместо нашей солярки. Любую поломку, которую мои механики устраняют прямо в поле, приходилось чинить на сервисе в Краснодаре. Гонять сотни километров туда-сюда, когда каждый час на счету. А цена у меня вышла – 340 тысяч евро за штуку. Это 11-12 миллионов рублей. Теперь цена на зерно рухнула и как расплатиться по лизингу – ума не приложу. Нет, лучше бы я купил несколько наших «Донов».

Разумеется, без пресловутого административного ресурса в такой «торговле» обойтись невозможно. По странному стечению обстоятельств он подключается в пользу немецкой фирмы не только в нашем крае, но и в других регионах. Так несколько лет назад парламент Кабардино-Балкарии «дал согласие» Правительству Республики на бюджетные гарантии банковского кредита в 2,65 миллиона евро под 21 процент годовых для закупки 10 комбайнов. В результате небогатый регион должен был выплачивать по 15 миллионов рублей одних процентов. Возражения отдельных «несознательных» депутатов, что на эти деньги можно было бы купить 60-70 отечественных машин и что «немцы» ломаются также как и наши, только запчасти для них стоят на порядок дороже, разумеется, не возымело действия.

Любят «клаасовцев» чиновники на Кубани, в Москве, в Кабардино-Балкарии. Любят и в Мордовии. Заручившись поддержкой местного Правительства, несколько председателей колхозов приехали в Краснодар «за «Клаасами». На вопрос об урожайности они с гордостью сообщили о 12 центнерах с гектара. Когда у наших специалистов от таких откровений глаза на лоб полезли (по их словам, «Клаасы» эффективны при урожайности не менее 60 центнеров) мордовские селяне спокойно пояснили: «а какая нам разница, деньги-то все равно бюджетные».

Собственно говоря, общероссийский масштаб любви к германскому производителю не случаен. То же самое происходит в других отраслевых министерствах и с другими фирмами, нередко, как ни странно, тоже немецкими. Откуда такое искусство в подборе ключиков к сердцу российских чиновников, а через них и к бюджетным средствам – загадка, как и многое в истории с этими фирмами, так быстро пришедшими к полному взаимопониманию с высокопоставленными представителями нашего государства.

Игорь Ярмизин, «Известия-Юг» специально для «Панорамы»

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

В Ростовской области собираются наладить производство курьерских беспилотников
В Ростовской области собираются наладить производство курьерских беспилотников
Донское предприятие «Первое ОКБ» планирует наладить выпуск курьерских беспилотников. Об этом рассказал заместитель