Экономика

В поисках «точек роста»

В поисках «точек роста»

Агентство инвестиционного развития появилось в Ростовской области одним из первых в России, и было это полтора года назад. Тогда Законодательное Cобрание Ростовской области приняло инвестиционную Стратегию развития региона. В этом документе были даны рекомендации, что надо сделать для того, чтобы объем инвестиций в Ростовской области вырос. Одной из таких практических рекомендаций стало создание в регионе специализированной нечиновничьей структуры – Агентства инвестиций и развития (АИР). Сегодня АИР – один из ключевых игроков, когда речь заходит о привлечении инвестиций в Ростовскую область.

Автор: Юлия Писарева

Агентство инвестиционного развития появилось в Ростовской области одним из первых в России, и было это полтора года назад. Тогда Законодательное Cобрание Ростовской области приняло инвестиционную Стратегию развития региона. В этом документе были даны рекомендации, что надо сделать для того, чтобы объем инвестиций в Ростовской области вырос. Одной из таких практических рекомендаций стало создание в регионе специализированной нечиновничьей структуры – Агентства инвестиций и развития (АИР). Сегодня АИР – один из ключевых игроков, когда речь заходит о привлечении инвестиций в Ростовскую область.

В частности, в работе Агентства сегодня проекты на сумму более 2,5 млрд долларов.

Сегодня на вопросы корреспондента «Известий-Юг» отвечает генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Вадим Викулов.

– Вадим Иванович, по каким критериям оценивается работа вашего Агент-ства?

– У нас очень жесткие показатели, по которым Агентство отчитывается перед регионом. Причём относительно жесткости – это не наше мнение, а оценки экспертов Всемирного банка, точнее, его подразделения МИГА (Международное агентство по гарантированию инвестиций). МИГА специализируется на содействии институтам, подобным ростовскому АИР. Делает это по всему миру и довольно давно, а значит, досконально знает предмет.

Основной критерий оценки деятельности Агентства инвестиционного развития Ростовской области – объем стартовавших при нашем участии проектов. Например, в 2005 финансовом году таких проектов должно было быть не менее, чем на 310 млн. Мы это задание перевыполнили. К зачету представлены проекты на сумму $427,2 млн. Возможно, эта цифра будет ещё уточняться, корректироваться, но наверняка окажется в районе 400 млн долларов.

В свою очередь эксперты МИГА говорят, что во многих странах критерии оценки подобных Агентств значительно мягче. Например, кое-где эффективность их работы оценивается по количеству бизнес-контактов. То есть представители какой-то компании, корпорации, инвесторы приехали, провели переговоры или даже одну-единственную встречу, никакого проекта в итоге не реализуют, но уже факт контакта признаётся достижением. И если таких контактов набирается достаточно много, то работа Агентства считается успешной. В Ростовской области – иначе: у нас много контактов, встреч, но нам, ростовскому Агентству инвестиционного развития, засчитывают только результат. Такая вот предельно прагматичная позиция региона.

– Как приходят к вам инвесторы?

– На самом деле 95% всех проектов в портфеле Агентства – это результат наших собственных усилий по поиску инвесторов. Не они нас находят, а мы их ищем, можно сказать, по всему миру. Мы пользуемся несколькими основными методами, которые ведут к тому, чтобы в Ростовской области рождались новые инвестиционные проекты. Один из таких методов – отслеживание инвестиционных намерений крупных компаний: иностранных, российских. Когда из каких-либо источников Агентство узнаёт о том, что некая компания намеревается создать новое производство или перенести свою фабрику, завод из одного региона в другой, мы начинаем анализировать это намерение с точки зрения возможности реализовать такой проект в Ростовской области. Если приходим к выводу, что это возможно и у нас достаточно аргументов для того, чтобы локализовать проект, мы от имени региона делаем такой компании предложение локализоваться в Ростовской области. Естественно, не в формате деклараций «Добро пожаловать», а с перечислением всех главных аргументов, почему этот проект целесообразнее реализовать именно в Ростовской области, а не, допустим, в Польше, Китае, Украине, Рязанской или Липецкой областях.

Другой метод заключается в том, что Агентство подробно исследует какой-то сегмент рынка, где, как нам кажется, у Ростовской области есть достаточные основания в перспективе получить «точку роста». Проводим исследование, приходим к выводу: да, у Ростовской области есть серьезный потенциал, связанный с ресурсами, географическим положением, стоимостью рабочей силы, с экономическим профилем региона, сырьевой базой и прочим. Тогда уже под эту «точку роста» ищем отраслевых инвесторов: в первую очередь, ведущие (в данном сегменте рынка) мировые, европейские, российские компании. Например, так мы искали, нашли и продолжаем искать инвесторов для того, чтобы в Ростовской области были построены крупные свинокомплексы, и регион стал номером один в России по производству свинины. Такая же технология была использована для привлечения инвесторов в сферу производства плодоовощных консервов, макаронных изделий и т.д. Безусловно, по результатам исследования какие-то наши гипотезы относительно возможных точек роста донской экономики оказываются неверными или преждевременными. Но это тоже очень важный эффект, позволяющий отсеивать бесперспективные идеи и проекты, концентрироваться на главном.

Я назвал два метода, с помощью которых мы формируем инвестиционный портфель региона. Необязательно все 100% проектов, угодивших в этот портфель, будут реализованы: какие-то проекты уходят, какие-то появляются, но тенденция разрастания этого портфеля, думаю, сохранится ещё долго. Те, кто знаком с ситуацией, признают, что никогда прежде у Ростовской области одновременно в работе не было такого большого количества инвестиционных проектов. И это уже само по себе важное достижение.

Третий путь наполнения нашего проектного портфеля – когда инвесторы приходят в Агентство сами – пока представляет из себя тонкий ручеек. Но, надеюсь, – пока. Чем больше у тебя успешных проектов, тем больше к тебе самостоятельных обращений потенциальных клиентов. Причём этот тезис одновременно верный и для Агентства, и для Ростовской области в целом. Чем больше на Дону окажется успешных инвестиционных проектов, тем больше будет новых инвесторов, желающих прийти в динамично развивающийся регион.

Между делом, наверное, стоит отметить, что услуги нашего Агентства объективно в большей степени востребованы внешними инвесторами. Мы им помогаем в более сжатые сроки локализовать проект в Ростовской области с минимальными издержками. Это выгодно и инвесторам, и региону. Чем быстрее будет реализован проект в Ростовской области, тем быстрее от этого проекта будут поступления в бюджет, созданы рабочие места.

– Какие проекты в вашем портфеле вы считаете приоритетными? Можете назвать некоторые из них?

– В первую очередь – это индустриальные проекты. Один из них я назвал – это производ-ство свинины, строительство свинокомплексов. Предложение реализовать такие проекты на территории Ростовской области мы сделали 34 профильным инвесторам, лидерам мировых, национальных, локальных рынков. Первый, кто из них стартовал, перешел от проектных исследований к реализации проекта, капвложениям, – компания «Тавр». Вначале она реализует инвестиционный проект стоимостью 10 млн долларов, связанный с модернизацией существующего у неё свинокомплекса ЗАО «Батайское». Если этот проект окажется успешным, то спустя восемь – девять месяцев «Тавр» запускает более масштабную программу, стоимость которой около 100 млн долларов.

Другой индустриальный проект – это проект компании «ЮниМилк». Привлечен сильный отраслевой игрок в сфере производства и переработки молока. Стоимость проекта – около 55 млн долларов, плюс сырьевая программа под этот проект – около 35 млн долларов. Еще один проект связан с крупным национальным оператором в сфере производства мороженого, джемов, замороженных полуфабрикатов. Это компания «Талосто».

Я назвал лишь те проекты, которые уже реализуются. Всего у нас сейчас в портфеле около 40 индустриальных проектов с разной степенью вероятности их локализации в Ростовской области.

– Как вы оцениваете сроки окупаемости инвестиционных проектов?

– Если мы находим отраслевых инвесторов, то нам не надо оценивать их проект с точки зрения сроков окупаемости, рентабельности и прочего. Они сами лучше нас знают и понимают свою тему, потому что они в той или иной индустрии, на том или ином рынке работают долгое время. Не наше дело оценивать их проект, это напрасный, никому ненужный труд. Отраслевые инвесторы сами разрабатывают бизнес-план, сами привлекают под него средства. Наше дело убедить их реализовать проект именно в Ростовской области, показать преимущества выбора в пользу нашего региона. Затем помочь найти площадку для реализации проекта, помочь с согласованиями, посодействовать в налаживании максимально конструктивного диалога с властями. В каком-то смысле мы выступаем как сервисная служба для инвесторов, кроме того, что сами инициируем от имени региона переговоры с той или иной компанией, выступаем (по результатам собственных исследований) с перспективными темами, под которые ищем инвесторов. При этом что важно – наши услуги для потенциальных инвесторов – бесплатны. Тратится регион, заинтересованный в экономическом росте, в притоке инвестиций, в строительстве новых заводов и фабрик, торговых центров, логистических комплексов и прочего.

На практике это выглядит примерно так. Скажем, мы провели исследование перспектив строительства в Ростовской области завода по производству алюминиевой банки. Убедились в разумности этой идеи. Объем проекта оценивается минимум в 60 млн долларов, но, скорее всего, эта цифра перевалит за 100 млн долларов. А дальше мы начали вести переговоры с крупнейшими игроками этого рынка. Мы предлагаем им свои услуги, чтобы этот проект в максимально короткие сроки был реализован в Ростовской области. Западные компании, с которыми мы ведем переговоры, зачастую не владеют полной информацией относительно России и тем более не знают каких-то нюансов о ситуации в Ростовской области. Мы помогаем эту информацию собрать в разрезе их проектов в максимально короткое время. На следующем этапе мы занимаемся подбором площадки под такой проект.

– Чаще вы работаете с зарубежными или российскими инвесторами?

– В 90 процентах случаев мы работаем с внешними инвесторами. При этом под внешними инвесторами я понимаю и иностранные, и российские компании, которые приходят к нам из-за пределов Ростовской области. Из зарубежных инвесторов наиболее активны Франция, Германия, США, Великобритания, Казахстан, Украина, Австрия, Бельгия.

– Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Ростовской области в сравнении с Краснодарским краем? Как формируется имидж региона?

– Краснодарский край – один из инвестиционно привлекательных регионов России. Так же, как и Ростовская область. Я думаю, и тот, и другой регион входят в десятку наиболее привлекательных, с точки зрения инвесторов, регионов России. Кто более привлекателен? Есть рейтинги. Если вам важна объективность, то можно опираться именно на них. В прошлом году «Эксперт РА» провел рейтинги России по инвестиционной привлекательности. И Ростовская область, например, оказалась на втором месте после Москвы за минимальный экономический риск. В некоторых рейтингах Ростовская область выше Краснодарского края, в некоторых – впереди соседи. В любом случае здесь нельзя рассматривать какую-то плоскую линейную картинку и вывести один абсолютный ответ: мол, этот регион однозначно привлекательнее.

Что касается формирования имиджа Ростовской области в целом, то у нас нет мандата на такого рода деятельность. Наша основная функция – привлечение инвесторов в регион. И нашу работу, как я уже говорил раньше, оценивают, прежде всего, по объёмам стартовавших конкретных инвестпроектов. В то же время, я считаю, чем больше при нашем участии стартует проектов, тем для имиджа региона – лучше. Из этого складывается общее впечатление. Регион воспринимается как динамично развивающийся. Квалифицированная публика, большие серьезные компании никогда не поверят в пустые слова об инвестиционной привлекательности того или иного региона, о том, как там всё замечательно, и что инвесторов ждут с распростёртыми объятиями. Они даже уже не обращают внимания на подобные декларации, которые делают даже самые отсталые страны мира. Зато потенциальные инвесторы обращают внимание на проекты, локализуемые в том или ином регионе, стране. Если проект достойный и значимый, то он не останется незамеченным прессой, обществом, потенциальными инвесторами.

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

В Ростовской области собираются наладить производство курьерских беспилотников
В Ростовской области собираются наладить производство курьерских беспилотников
Донское предприятие «Первое ОКБ» планирует наладить выпуск курьерских беспилотников. Об этом рассказал заместитель
Завод нефтепродуктов в Новошахтинске хотят защитить зенитными установками «Панцирь»
Завод нефтепродуктов в Новошахтинске хотят защитить зенитными установками «Панцирь»
Власти собираются защищать Новошахтинский завода нефтепродуктов и другие нефтеперерабатывающие предприятия в России