Культура

Каяльские чтения: сегодня и сотни лет назад

Каяльские чтения: сегодня и сотни лет назад

В хуторе Погорелов Белокалитвинского района в восьмой раз прошли Международные Каяльские чтения на Дону и реке Калитве. Мероприятие, посвященное годовщине исторической битвы князя Игоря Новгород-Северского с половцами в мае 1185 года.

В хуторе Погорелов Белокалитвинского района в восьмой раз прошли Международные Каяльские чтения на Дону и реке Калитве. Мероприятие, посвященное годовщине исторической битвы князя Игоря Новгород-Северского с половцами в мае 1185 года.

Ежегодно несколько тысяч человек приезжает в живописный хутор Погорелов, где на время фестиваля погружается в прошлое почти на десять веков назад. Здесь можно посмотреть реконструкцию штурма крепостного вала, приобрести керамику и амулеты, подобные тем, которыми пользовались наши далекие предки, и сфотографироваться на память с древнерусскими красавицами и славными воинами.

Еда вкуснее, а напитки крепче

Добираться до хутора Погорелов оказалось не очень сложно — чем ближе подъезжаешь к месту реконструкции, тем больше в ту сторону едет машин, а по дороге постоянно встречаются участники фестиваля в доспехах, древнерусских рубахах и фольклорных костюмах. На въезде в хутор — гигантская парковка, где гости оставляют машины. Дальше основная часть народа идет пешком. На дни фестиваля хутор Погорелов превращается в муравейник, который шумит и бурлит, а в немногочисленных магазинчиках выстраиваются огромные очереди туристов.

Как рассказал координатор проекта Иван Климов, раньше это был депрессивный шахтерский хутор, где почти не жила молодежь и процветало пьянство. В 1999 году на совете хуторян было принято решение создать комитет территориального самоуправления, и через несколько лет началось возрождение хутора. По одной из версий, именно в этом районе сражался князь Игорь. Это и легло в основу Каяльских чтений. Теперь здесь есть несколько памятных знаков, а сам фестиваль стал международным. В Погорелове открылся детский сад (так как начали появляться молодые семьи и рождаться дети), а местная школа получила статус казачьей. В Погорелове организовали около 50 новых рабочих мест. Возглавил оргкомитет фестиваля Василий Лукьянов (он стал также главой комитета хутора), который родился и вырос в Погорелове. Сегодня хутор сказочно преобразился, и особенно это заметно в дни проведения Международных Каяльских чтений. В этом году состав участников мероприятия расширился, и на концерт фольклорных коллективов прибыла дирекция фестиваля «Славянский базар».

Пока не начались основные действия, народ толпится у сувениров. Наряду с традиционными донскими казачьими поделками на Каяльских чтениях можно встретить действительно редкие вещи — историческое литье и гончарные работы, стилизованные под древнюю посуду, начиная от восьмого века. Художник-керамист Антон Соколов, приехавший на фестиваль из Вологды, предлагает гостям уникальные туеса без швов, куда можно наливать молоко или воду. А также керамическую посуду, которую после обжига окатывают молоком и ставят в печь на небольшую температуру. После такой обработки историческая керамика становится менее гигроскопичной и более прочной, так что пригодна даже для микроволновки! Популярнее всего, говорит Антон, у покупателей миски и кружки — они уходят сотнями.

Реконструкция исторической посуды для Антона — и хобби, и работа одновременно. В течение всего года он ездит по различным фестивалям со своими работами, успевая посетить около двух десятков подобных мероприятий по всей стране. В реконструкторском движении Антон Соколов уже четыре года.

-- На первых фестивалях, где я бывал, меня поразило, что участники — здоровые мужики, которые и выпить могут, и оружие носят, а при этом ни одной драки, ни одного конфликта не происходит, -- рассказал «Известиям» художник-керамист. -- На крупных мероприятиях реконструкция полная, запрещены сотовые телефоны, пластиковая посуда и современные напитки. Так что едят и пьют участники только из керамической посуды, как и в древности. И все уже давно заметили, что еда так намного вкуснее, а спиртные напитки -- крепче! Да и вообще в прошлом мне интереснее, чем в настоящем... С женой я развелся, сына забрал и теперь вожу на фестивали с собой, -- признался Антон Соколов.

Традиции сохраняются

Перед началом основных событий гости спешат подкрепиться. Импровизированных кафешек на фестивале было развернуто немало. Но тут же, свернув от обычных мангалов и пластиковых столиков, попадаешь в другой мир — кусочек плетня, стена белой хаты, старинная кровать и крытый ажурной скатертью стол, на котором стоит большая бутыль. А всех гостей встречает дама в кружевном платке и малиновой блузе, она же повар Оксана Калиганова. Этот уголок старины организовала фирма из Белой Калитвы, специализирующаяся на блюдах казачьей кухни. Ее работники на фестивале кормили гостей настоящей донской ухой и поили тонизирующим казачьим киселем.

-- Особенность казачьей кухни в том, что она собрала в себе блюда разных народов и национальностей, так как на Дон приезжали люди с разных краев и стран, -- поведала директор фирмы и мастер-повар Инна Кондейкина. -- А еще все яства у нас традиционно готовили только из местных продуктов, выращенных здесь же, на Дону. Мы стараемся и сегодня сохранять эти традиции. Ведь регион у нас довольно богатый, поэтому фруктов, овощей и мяса достаточно. Зачем же покупать привозное? Кстати, в настоящее время мы собираем по хуторам рецепты для издания сборника блюд казачьей кухни на Среднем Дону.

Чуть поодаль, ближе к реке, посреди поляны стояла настоящая юрта, а гостей встречали казахи в национальных костюмах. Это приехали на фестиваль фольклорных коллективов представители национального культурного центра и казахского ансамбля «Объятия дружбы».

По словам солистки ансамбля Лауры Сулейменовой, юрту привезли в облегченном, летнем варианте, поэтому она состоит всего из одного слоя. В зимнее же время добавляется еще несколько слоев. А внутри юрты можно было увидеть предметы быта казахов прошлых веков — детскую колыбельку, седла, уздечки, ковры ручной работы, старинный жернов, а также музыкальные инструменты.

-- В истории казахов много интересного и полезного, что можно было бы перенять и современным людям, -- убеждена Лаура Сулейменова. -- Многие традиции по-прежнему живы и передаются из поколения в поколение. Например, обряды, которые совершают над новорожденными, дающие им защиту духов, праздник, посвященный первым шагам, которые делают дети, красивые свадебные церемонии. Кстати, у казахов есть отличная альтернатива современным подгузникам — специальная колыбель для новорожденных, которая в некоторых семьях используется до сих пор. Наша цель — возродить традиции и показать, насколько они актуальны по сей день.

Вместо камней — пакеты с соломой

Кульминацией праздника становится сражение и штурм крепостного вала. Действие разворачивается на противоположном берегу реки Калитва, куда до начала боя посторонних не пускали. Правда, когда началось само сражение, без некоторых накладок не обошлось. Например, боевые древние ладьи были заменены старенькими лодками-«казанками» советского образца. Выгружаясь из этих суденышек, грозные половцы забыли одного из своих воинов, который в доспехах и полном боевом облачении упал в воду и долго потом выбирался на берег, немало повеселив зрителей. Голос ведущего, комментировавшего боевые действия, постоянно пропадал, так что непосвященные зрители смогли услышать не очень много. Но зрелище сражения, открывшееся гостям с другого берега, было красноречивее любых слов. Безмятежное раннее утро и мирные занятия внезапно сменяются тревогой и нападением противника. Скачущая лошадь без всадника, которого «убили» где-то за кадром... Очень ярко и колоритно смотрелась камнеметная машина, которую использовали во время штурма крепостного вала. Конечно, ее заряжали не настоящими камнями, а полиэтиленовыми пакетами, набитыми соломой, чтобы не покалечить никого из участников. И, наконец, сама рубка участников сражения, когда звон мечей было слышно даже на противоположном берегу реки.

Координатор проекта Иван Климов пояснил, что отбор участников фестиваля довольно жесткий, поэтому воины в пластмассовой или деревянной кольчуге к бою не допускались. Мечи, конечно, были затуплены, как и наконечники стрел. Однако во время боя участники все равно нередко получают довольно чувствительные ушибы.

А после завершения сражения лагерь реконструкторов открыли для гостей, и огромная толпа хлынула на шаткий мостик через реку. В лагере царило небывалое оживление: молодежь каталась на старинных деревянных качелях, пыталась пройти несколько шагов на ходулях и даже взобраться на гладкий столб. Дети могли прокатиться на лошадях, которые только что участвовали в сражении. А рядом расположились ремесленники, в основном девушки в исторических костюмах. Веселья добавляли фольклорные исполнители, которые пели невероятно смешные частушки.

 

Возле одной из палаток поправляют облачение бравые ребята в доспехах и с мечами. Они оказались участниками следующего мероприятия фестиваля — поединков по историческому фехтованию.

-- Это новый вид спорта, который начал развиваться в России около двух лет назад, -- сообщил чемпион России по историческому фехтованию из Саратова Денис Дудников. -- Здесь довольно строгие правила: запрещено бить в незащищенные доспехами места, то есть в область паха, коленей, запястья. Нельзя также наносить удары щитом. Можно только рубиться! Но и этого нам вполне хватает...

Дамы с луками и мечами

На фестивале обучал всех желающих стрельбе из лука земляк художника-керамиста Антона — лучник Дмитрий Шелков, также приехавший из Вологды. Стрелы в его колчане безопасные, чтобы ненароком не ранить кого-нибудь из прохожих. Это древнее оружие, по словам Дмитрия, довольно удобное и эффективное, но только на дальних расстояниях. Когда противник прорывается и начинается ближний бой, лучники отступают назад, так как доспехи у них довольно легкие.

Но лучниками были не только мужчины, удалось разыскать представительницу прекрасного пола, стреляющую из лука. Участница реконструкции сражения Татьяна Юхимук приехала из Рязани и представляет военно-исторический клуб «Ллойда».

-- У меня небольшой лук, который использовали конные турецкие и татарские воины, -- подчеркнула Татьяна. -- Но вообще, настоящий лук всегда был высотой в человеческий рост. Кроме того, на мне кожаные доспехи, которые в старину вымачивали в соли, а затем обрабатывали дегтем. И они становились настолько крепкими, что задерживали стрелы и удары сабель...

В подобные сражения женщин обычно допускают только в качестве лучниц, так как серьезная рубка, когда в бою сходятся десятки воинов, не для них. Но Татьяна сообщила, что дамы, в совершенстве владеющие мечом, уже появляются, и в Рязани уже есть одна девушка, которая выступает в поединках. Правда, сражается она только с представительницами своего пола.

Татьяна Юхимук считает, что подобные фестивали помогают патриотически воспитывать молодежь. С одной стороны, подрастающее поколение может увидеть реконструкцию сражений своих предков. С другой стороны, само учится владеть оружием, что всегда полезно. В военно-историческом клубе, где состоит Татьяна, около 40 человек самых разных возрастных категорий, от 10 лет и до пенсионного возраста.

Восьмые Международные Каяльские чтения на Дону и реке Калитве длились до поздней ночи. Одним из самых ярких событий фестиваля, которое, правда, не было предусмотрено программой, стало возвращение владельцу утерянного бумажника с крупной суммой денег. Пожалуй, именно такие поступки лучше всего символизируют дух реконструкторских мероприятий. Древние люди были более великодушны и честны, в современном мире такие примеры можно встретить довольно редко. А сложнее всего оказалось вернуться к реальности после окончания фестиваля и привыкнуть к пыльному загазованному городу после вольного воздуха и другой жизни, так ярко воссозданной участниками фестиваля.

Полина Пустовойтова

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Ростовское издательство выпустит комикс по мотивам романа «Преступления и наказание»
Ростовское издательство выпустит комикс по мотивам романа «Преступления и наказание»
Издательство «Феникс» в апреле выпустит графический роман «Преступление и наказание» по произведению Федора