Культура

Кубачи сохраняют вековые традиции

Кубачи сохраняют вековые традиции

Уникальные ювелирные изделия из серебра ручной работы можно отыскать только в этом небольшом дагестанском селении

Бывший аул, а ныне поселок городского типа в Дахадаевском районе Дагестана насчитывает всего чуть больше 3 тысяч населения и почти полторы тысячи лет евразийской известности. Горное селение, расположенное на высоте в полтора километра над уровнем моря, в с 5-го по 15-й век нашей эры являлось центром независимой области, уроженцы которой были известны под именем «зерихгеран» (от персидского «кольчужники»). С 15-го века местных жителей стали называть по-тюркски — «кубачи». И под этим, как сейчас сказали бы - брендом, Кубачи вошли в историю российского и мирового оружейного и ювелирного дел.

Среди самых знаменитых работ кубачинцев называют двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории.

С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка кубачинской работы, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти.

Сегодня в Кубачи уже не производят боевого оружия. Но традиции филигранной ювелирной работы с драгоценными металлами бережно сохраняются. И именно поэтому то же хотя бы столовое серебро изготовления кубачинских мастеров продолжает цениться по всему миру.

Непосредственное создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо и даже … серебряный самовар. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к “хабичу уста” – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет саму ответственную и важную ее часть – гравировочные работы.

Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. А поскольку рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, в основном является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов. И это то самое уникальное сочетание, которое истинные ценители ювелирного мастерства узнают в любом знаменитом музее — от Москвы до Нью-Йорка.

Павел Волков


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

В Ростове пройдут съемки фильма по мотивам игры S.T.A.L.K.E.R
В Ростове пройдут съемки фильма по мотивам игры S.T.A.L.K.E.R
В Ростове и Ростовской области пройдут съемки фильма, созданного по мотивам игры S.T.A.L.K.E.R. Режиссером картины
Выставка в стиле "ню" открылась в донской столице
Выставка в стиле "ню" открылась в донской столице
В «М-галерее» открылась выставка "Меню для двоих". Семь художников представили свои работы в стиле "ню", показав
В Ростове открылась  выставка картин в защиту самобытности донской столицы
В Ростове открылась выставка картин в защиту самобытности донской столицы
В конгресс-отеле Don-Plaza состоялось открытие выставки "Индекс". Художница Инна Федорова, выставляя свои полотна на
В Ростовском театре Горького появится скульптура Григория и Аксиньи
В Ростовском театре Горького появится скульптура Григория и Аксиньи
В музее Ростовского Государственного Академического театра имени Горького появится скульптура героев романа эпопеи
Реклама