Культура

Кубачи сохраняют вековые традиции

Кубачи сохраняют вековые традиции

Уникальные ювелирные изделия из серебра ручной работы можно отыскать только в этом небольшом дагестанском селении

Бывший аул, а ныне поселок городского типа в Дахадаевском районе Дагестана насчитывает всего чуть больше 3 тысяч населения и почти полторы тысячи лет евразийской известности. Горное селение, расположенное на высоте в полтора километра над уровнем моря, в с 5-го по 15-й век нашей эры являлось центром независимой области, уроженцы которой были известны под именем «зерихгеран» (от персидского «кольчужники»). С 15-го века местных жителей стали называть по-тюркски — «кубачи». И под этим, как сейчас сказали бы - брендом, Кубачи вошли в историю российского и мирового оружейного и ювелирного дел.

Среди самых знаменитых работ кубачинцев называют двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории.

С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка кубачинской работы, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти.

Сегодня в Кубачи уже не производят боевого оружия. Но традиции филигранной ювелирной работы с драгоценными металлами бережно сохраняются. И именно поэтому то же хотя бы столовое серебро изготовления кубачинских мастеров продолжает цениться по всему миру.

Непосредственное создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо и даже … серебряный самовар. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к “хабичу уста” – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет саму ответственную и важную ее часть – гравировочные работы.

Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. А поскольку рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, в основном является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов. И это то самое уникальное сочетание, которое истинные ценители ювелирного мастерства узнают в любом знаменитом музее — от Москвы до Нью-Йорка.

Павел Волков


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Баста стал обладателем музыкальной премии «Золотой граммофон»
Баста стал обладателем музыкальной премии «Золотой граммофон»
Знаменитый ростовский рэпер Баста стал обладателем престижной музыкальной премии «Золотой граммофон». Он был удостоен
В Ростове открылась выставка художника-путешественника
В Ростове открылась выставка художника-путешественника
Накануне, в арт-центре "Макаронка" открылась выставка наивной графики «Где Андрсан?». В экспозиции представлены работы
Новым министром культуры РО стал  председателем комитета по молодежной политике
Новым министром культуры РО стал председателем комитета по молодежной политике
Губернатор Ростовской области Василий Голубев сегодня подписал указ о назначении новым министром культуры Ростовской
На кладбище в Эглофштайне установили памятник Олегу Попову работы ростовского скульптора
На кладбище в Эглофштайне установили памятник Олегу Попову работы ростовского скульптора
Год назад, 2 ноября, в Ростове ушел из жизни народный артист СССР, "Солнечный клоун" Олег Попов. Он скончался в номере
Реклама