Бывший аул, а ныне поселок городского типа в Дахадаевском районе Дагестана насчитывает всего чуть больше 3 тысяч населения и почти полторы тысячи лет евразийской известности. Горное селение, расположенное на высоте в полтора километра над уровнем моря, в с 5-го по 15-й век нашей эры являлось центром независимой области, уроженцы которой были известны под именем «зерихгеран» (от персидского «кольчужники»). С 15-го века местных жителей стали называть по-тюркски — «кубачи». И под этим, как сейчас сказали бы - брендом, Кубачи вошли в историю российского и мирового оружейного и ювелирного дел.
Среди самых знаменитых работ кубачинцев называют двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории.
С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка кубачинской работы, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти.
Сегодня в Кубачи уже не производят боевого оружия. Но традиции филигранной ювелирной работы с драгоценными металлами бережно сохраняются. И именно поэтому то же хотя бы столовое серебро изготовления кубачинских мастеров продолжает цениться по всему миру.
Непосредственное создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо и даже … серебряный самовар. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к “хабичу уста” – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет саму ответственную и важную ее часть – гравировочные работы.
Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. А поскольку рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, в основном является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов. И это то самое уникальное сочетание, которое истинные ценители ювелирного мастерства узнают в любом знаменитом музее — от Москвы до Нью-Йорка.
Павел Волков
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.