Культура

Кубачи сохраняют вековые традиции

Кубачи сохраняют вековые традиции

Уникальные ювелирные изделия из серебра ручной работы можно отыскать только в этом небольшом дагестанском селении

Бывший аул, а ныне поселок городского типа в Дахадаевском районе Дагестана насчитывает всего чуть больше 3 тысяч населения и почти полторы тысячи лет евразийской известности. Горное селение, расположенное на высоте в полтора километра над уровнем моря, в с 5-го по 15-й век нашей эры являлось центром независимой области, уроженцы которой были известны под именем «зерихгеран» (от персидского «кольчужники»). С 15-го века местных жителей стали называть по-тюркски — «кубачи». И под этим, как сейчас сказали бы - брендом, Кубачи вошли в историю российского и мирового оружейного и ювелирного дел.

Среди самых знаменитых работ кубачинцев называют двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории.

С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка кубачинской работы, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти.

Сегодня в Кубачи уже не производят боевого оружия. Но традиции филигранной ювелирной работы с драгоценными металлами бережно сохраняются. И именно поэтому то же хотя бы столовое серебро изготовления кубачинских мастеров продолжает цениться по всему миру.

Непосредственное создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо и даже … серебряный самовар. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к “хабичу уста” – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет саму ответственную и важную ее часть – гравировочные работы.

Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. А поскольку рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, в основном является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов. И это то самое уникальное сочетание, которое истинные ценители ювелирного мастерства узнают в любом знаменитом музее — от Москвы до Нью-Йорка.

Павел Волков


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

В  Таганроге  появились кубические The Beatles
В Таганроге появились кубические The Beatles
Коллекция таганрогского Лего-музея "Умный кубик" недавно пополнилась участниками легендарной ливерпульской четверки
Новочеркасский художник  создал необычный календарь
Новочеркасский художник создал необычный календарь
Новочеркасский художник Марк Кучеров создал необычный календарь на 2017 год, куда он включил узнаваемые
Кого только не встретишь на ростовских улицах
Кого только не встретишь на ростовских улицах
Ростовский фотохудожник Евгений Зубков создает картины, в которых оживают герои кино и компьютерных игр.Он переносит
Экс-вокалистка "ВИА Гры" из Ростова стала участницей новой  группы
Экс-вокалистка "ВИА Гры" из Ростова стала участницей новой группы
Ростовчанка Татьяна Котова - бывшая участница группы "ВИА Гры" стала участницей нового музыкального коллектива "
Реклама