Культура

Кубачи сохраняют вековые традиции

Кубачи сохраняют вековые традиции

Уникальные ювелирные изделия из серебра ручной работы можно отыскать только в этом небольшом дагестанском селении

Бывший аул, а ныне поселок городского типа в Дахадаевском районе Дагестана насчитывает всего чуть больше 3 тысяч населения и почти полторы тысячи лет евразийской известности. Горное селение, расположенное на высоте в полтора километра над уровнем моря, в с 5-го по 15-й век нашей эры являлось центром независимой области, уроженцы которой были известны под именем «зерихгеран» (от персидского «кольчужники»). С 15-го века местных жителей стали называть по-тюркски — «кубачи». И под этим, как сейчас сказали бы - брендом, Кубачи вошли в историю российского и мирового оружейного и ювелирного дел.

Среди самых знаменитых работ кубачинцев называют двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории.

С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка кубачинской работы, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти.

Сегодня в Кубачи уже не производят боевого оружия. Но традиции филигранной ювелирной работы с драгоценными металлами бережно сохраняются. И именно поэтому то же хотя бы столовое серебро изготовления кубачинских мастеров продолжает цениться по всему миру.

Непосредственное создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо и даже … серебряный самовар. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к “хабичу уста” – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет саму ответственную и важную ее часть – гравировочные работы.

Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. А поскольку рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, в основном является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов. И это то самое уникальное сочетание, которое истинные ценители ювелирного мастерства узнают в любом знаменитом музее — от Москвы до Нью-Йорка.

Павел Волков


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Сегодня ростовчане вспоминают Михаила Шолохова
Сегодня ростовчане вспоминают Михаила Шолохова
Сегодня, 21 февраля жители Ростова вспоминают своего земляка, известного писателя Михаила Шолохова. В этот день 34 года
Английская BBC прославило ростовский художественный подъезд
Английская BBC прославило ростовский художественный подъезд
Ростовский художник Константин Николаев,оформивший подъезд с стиле барокко,прославился на весь мир. Материал о нем
В Ростове завтра состоятся "Масленница-2018" и городской фестиваль блинов
В Ростове завтра состоятся "Масленница-2018" и городской фестиваль блинов
18 февраля в парке Октябрьской революции в донской столице пройдет городской фестиваль "Масленица-2018". Мероприятие
"Дедушки" российского рока обругали фильм Кирилла Серебренникова о Викторе Цое
"Дедушки" российского рока обругали фильм Кирилла Серебренникова о Викторе Цое
Российские рок-музыканты в жесткой форме раскритиковали сценарий и фильм "Лето", который отснял режиссер Кирилл
Реклама