Экономика

Квота — один из тормозов экономики!

Квота — один из тормозов экономики!

20 июня в Администрации области состоялось заседание консультативного совета общественных организаций национальных групп Донского региона. В центре внимания совета оказались правовые нормы, регулирующие миграционные процессы.<BR>Сегодня, по данным областного УФМС, озвученным на заседании главным специалистом-экспертом управления Олесей Суюновой, на Дону находятся более 15 тысяч незаконных мигрантов. Как правило, они заняты нелегальной трудовой деятельностью, уклоняясь от уплаты налогов.<BR>Как выяснилось в процессе обсуждения, незнание закона не является первопричиной большой доли незаконной миграции на Дону. А способствуют этому - ограничения, о которых и сами мигранты, и их работодатели прекрасно осведомлены, но действовать в рамках этих ограничений не всегда имеют возможность.

20 июня в Администрации области состоялось заседание консультативного совета общественных организаций национальных групп Донского региона. В центре внимания совета оказались правовые нормы, регулирующие миграционные процессы. По словам председателя комитета по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям областной Администрации Владимира Некрасова, тема эта не возникла случайно. Выгодное геополитическое положение, стабильная социально-политическая обстановка в регионе способствуют увеличению миграционного потока. И на первом месте среди поводов к миграции — возможность найти здесь работу. Таковы, по словам Владимира Некрасова, и выводы, прошедшей в конце мая в СКАГС, конференции «Миграционные процессы на Юге России», такова и статистика, звучавшая на заседании Совета экономической и общественной безопасности Ростовской области».

Эта же статистика демонстрирует и большую долю незаконной миграции. Сегодня, по данным областного УФМС, озвученным на заседании главным специалистом управления Олесей Суюновой, на Дону находятся более 15 тысяч незаконных мигрантов. Как правило, они заняты нелегальной трудовой деятельностью, уклоняясь от уплаты налогов. «С другой стороны, незаконные мигранты ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов» - подчеркнул Владимир Некрасов. И рекомендовал руководителям национальных групп Донского региона регулярно проводить разъяснительную работу среди земляков, с целью предупреждения нарушений ими норм миграционного законодательства.

Но, как выяснилось в процессе обсуждения, незнание закона не является первопричиной большой доли незаконной миграции на Дону. А способствуют этому - ограничения, о которых и сами мигранты, и их работодатели прекрасно осведомлены, но действовать в рамках этих ограничений не всегда имеют возможность.

О чем идет речь. Прежде всего, о системе квотирования, посредством которой государство пытается навести порядок в миграционной политике. Напомним вам, что еще в конце 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях трудоустройства. Размер квоты определялся исходя из потребностей отечественного рынка труда в целом и по каждому региону в отдельности. Эти цифры стали своеобразным показателем экономического развития регионов. Причем наибольшее количество приглашений предоставлялось тем субъектам Российской Федерации, где шел наиболее активный экономический рост и, соответственно, требовалось много рабочих рук. Кроме того, учитывалось еще одно обстоятельство: приглашающая сторона должна была обеспечить гастарбайтеров не только работой и хорошей зарплатой, но и нормальными социально-бытовыми условиями.

С тех пор общероссийская квота существенно выросла: если в прошлые годы она составляла 213 - 214 тысяч приглашений, то в этом году достигла более 300 тысяч. Распределена она, как и в прежние годы, крайне неравномерно. Среди наиболее динамично развивающихся регионов - Московская и Читинская области, Приморский и Хабаровский край, где квота составляет от 14 тысяч до 17 и более тысяч приглашений. Даже в пределах одного федерального округа картина может разительно отличаться. Для Ростовской области квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2008 году определена в количестве12857 ( из них 9127 — ближнее зарубежье). Квота эта, к тому же, распределена по профессиям, специальностям и квалификациям.

Предполагалось, что данная система квотирования позволит, с одной стороны, предотвратить увеличение показателей безработицы среди местного населения, а с другой — регулировать потоки рабочей силы, в том числе и по профессиональному признаку.

Так, в 2007 году в Ростовской области впервые квота на будущий год была сформирована, в соответствии с заявками работодателей, поданными в управление государственной службы занятости. То есть, в идеале работодатели в нынешнем году должны быть на 100% обеспечены трудовыми ресурсами необходимой квалификации, а иностранные рабочие стопроцентно трудоустроены. Но, как показала практика, данная система не вполне отвечает требованиям рынка труда. Одной из главных причин этого, по словам Олеси Суюновой, является отсутствие связующего звена между работодателями и иностранными работниками из безвизовых стран, основная масса которых трудятся в Ростовской области. Говоря проще, заявки подают одни ( в данном случае это наши работодатели), а общее количество квоты выбирают другие — иностранные граждане из безвизовых стран, для которых предусмотрен упрощенный порядок оформления документов и непосредственное обращение (без работодателя) в органы миграционной службы.

По мнению же председателя Совета Ростовской городской украинской национально-культурной автономии Владимира Макарчука, решение проблемы квотирования должно выйти далеко за рамки технического. По его словам (с которыми согласились практически все представители национальных диаспор), «квота — один из тормозов экономики! Ведь рынок — это стихия. Сегодня нет потребности в рабочей силе, завтра — есть. И не всегда эту потребность может удовлетворить существующее предложение местного рынка труда». Одним из способов решения проблемы, по словам Владимира Макарчука, смог бы стать переход от системы квотирования, к «системе оргнабора, испытанной еще в советские годы».

Вместе с тем, государство, по нашему мнению, должно иметь возможность гибкой миграционной политики в области квотирования иностранной рабочей силы в зависимости от экономической или политической ситуации в стране. Такая возможность есть у правительства любой цивилизованной страны. Например, если необходимо закрыть рынок по какой-то профессии - на нее вводится квота. Либо механизм квотирования применяется, когда необходимо закрыть какой-то регион, чтобы не допустить перегрева рынка труда. Словом, у Правительства должны быть возможности и инструменты. Пока же такие меры находятся в стадии изучения и проработки соответствующих государственных институтов, на региональных рынках труда процветает безработица.

Опубликовано в "Известия" (региональный выпуск по Ростову и области) ?112 от 24 июня 2008г.


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет

Реклама