Экономика

Прошла пора пустых базаров. Настало время богатых и цивилизованных розничных рынков.

Прошла пора пустых базаров. Настало время богатых и цивилизованных розничных рынков.

Лето – пора бурного расцвета розничных рынков. Ростовчане делают заготовки на зиму, скупают стройматериалы для стройки и ремонта, обновляют гардероб. При этом становится заметно, что, несмотря на заметные успехи в деле оцивилизовывания ростовских рынков, они все еще сохраняют черты стихийной «базарности». Как тут быть? Какие предпринимаются меры, чтобы рынки соответствовали современному представлению о культуре торговли? С этими вопросами наш корреспондент обратился к председателю городского комитета по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию Нине Шаболдиной.

Автор: Анатолий Судаков

Лето – пора бурного расцвета розничных рынков. Ростовчане делают заготовки на зиму, скупают стройматериалы для стройки и ремонта, обновляют гардероб. При этом становится заметно, что, несмотря на заметные успехи в деле оцивилизовывания ростовских рынков, они все еще сохраняют черты стихийной «базарности». Как тут быть? Какие предпринимаются меры, чтобы рынки соответствовали современному представлению о культуре торговли? С этими вопросами наш корреспондент обратился к председателю городского комитета по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию Нине Шаболдиной.

– Нина Константиновна, в последние годы в Ростове было принято несколько решений о закрытии или переносе ряда розничных рынков. Не все они были встречены жителями города на «ура». Объясните, пожалуйста, чем конкретно вызываются решения о закрытии того или иного рынка?

– Говоря о проблемах розничных рынков, надо понять, что при всей своей остаточной «базарности» рынки – довольно сложные и тонкие общественные образования. На их формирование, выбор места размещения, работу оказывают влияние как экономические, так и исторические, социальные, психологические аспекты. Из-за этого бывает порой, что перенесенный волевым решением руководства буквально на несколько сот метров в сторону рынок вскоре вообще прекращает свою работу.

Да, это печально. Но сегодня нельзя не учитывать такие факторы, как необходимость комплексного развития городской инфраструктуры, требование обеспечения безопасности граждан и многое другое. Конфликт интересов также всегда возможен. Поэтому администрация города старается с максимальной деликатностью принимать «рыночные» решения.

В соответствии с решением коллегии горадминистрации нашим комитетом еще три года назад была сформирована комплексная программа развития ростовских рынков на 2005 – 2009 гг. В ее рамках были определены два перечня. В первый вошли перспективные рынки (всего 25) – те, которые имеют возможность для дальнейшего строительства и реконструкции, преобразования в торговые центры, те, у кого уже имеется или планируется к принятию проектная документация, связанная с проведением мероприятий по перспективному развитию, реконструкции и благоустройству с указанием сумм необходимых инвестиций.

Во второй перечень включены непер-спективные рынки (их, кстати, тоже 25), не желающие развиваться, не готовые инвестировать средства в благоустройство. Как правило, это временные рынки. К ним также отнесены несколько рынков, которые могли бы считаться перспективными, но не имеют на сегодняшний день конкретных проектных предложений. К ним относятся рынок «Темерник» (ООО «Меркурий»), рынок на площади около сельмашевского вокзала (ООО «Виктория»), рынки ООО «Лотос-М», ООО «А-Символ», ООО «Донские Зори».

Кроме того, в перечень неперспективных включены рынки, которым предложено перейти в статус комплексов лоточной торговли, а также те, чью деятельность предполагается прекратить в связи с окончанием срока действия договора аренды на землю. Среди прочих могу назвать «Фортуну-М» в Пролетарском районе, «Спектор» в Первомайском, «ЯМС» в Октябрьском, «Смену» и «Лео и Я» в Кировском и «Терра» в Советском районах города. Торговые точки этих рынков в основном размещены на тротуарах и в пешеходных зонах, что создает заметные неудобства, приводит к замусоренности улиц да и небезопасно в современных условиях.

– А сколько всего розничных рынков сохранилось на сегодняшний день в Ростове?

– За последний год в соответствии с программой число городских рынков сократилось. Сегодня их всего 45, из которых

15 – продовольственных, 18 – универсальных, 5 – вещевых и 7 – специализированных. Больше всего розничных рынков осталось в Первомайском районе.

Приведу и такую, на мой взгляд, любопытную статистику. Площадь, занимаемая всеми ростовскими рынками, –

44,4 га. Она распределена между 23,4 тысячи торговых мест. Средняя стоимость одного торгового места на рынках различная и колеблется от 30 до 200 рублей. Налоговая нагрузка на 1 кв. м арендуемого земельного участка по рынкам составляет 414,7 рубля, на одно торговое место – 7305,1 рубля.

– Конечно же, программа, о которой вы говорили, наверняка не ставит своей главной задачей вообще ликвидировать розничные рынки в Ростове...

– Ну что вы. Основная ее цель – прямо противоположная: развить розничную рыночную торговлю на новой современной основе, добиться максимального обеспечения горожан товарами и услугами на принципиально ином качественном уровне. Общий объем финансирования меро-приятий по развитию рынков 2005 – 2009 гг. составит, согласно представленным предложениям, сумму почти в миллиард. Инвестиционные вложения формируются целиком и полностью из собственных средств предприятий или из заемных.

– Новое качество ростовских рынков, вероятно, включает и особые меры по обеспечению безопасности горожан...

– Конечно. Во исполнение соответствующего постановления администрации Ростовской области дирекциями всех рынков разработаны и утверждены планы антитеррористических мероприятий. При этом важное значение придается оснащению рынков техническими средствами быстрого реагирования, контроля и слежения: видеокамерами, устройствами экстренного вызова милиции, особенно на тех 16 рынках, которые сегодня внесены в перечень критически важных объектов торговли. Всего средствами видеонаблюдения уже оснащены 27 наших рынков – больше половины изо всех действующих.

Дополнительно следует отметить, что на момент отвода земли и организации действующих рынков архитектурными нормами не предусматривалось обеспечение зон безопасности. В этой ситуации мы рекомендуем всем рынкам изучить генплан прилегающих территорий с проработками возможного размещения автостоянок с соблюдением действующих требований. При отсутствии таких возможностей должен быть разработан комплекс компенсационных мер: усиление службы собственной безопасности, установка дорожных знаков, запрещающих остановку автотранспорта.

В настоящее время такая схема реализации мер безопасности на рынках города согласована с комитетом архитектуры и градостроительства города и доведена до сведения руководителей рынков.


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет

Реклама