Экономика

Южный узел. Олег Дерипаска приценивается к Батайску?

Южный узел. Олег Дерипаска приценивается к Батайску?

На недавнем экономическом форуме в Сочи «Кубань 2006» среди 12 инвестиционных мегапроектов, представленных на суд высшего руководства России Ростовской областью, главой государства было особо отмечено два самых «прорывных». Один из них – проект промышленно-транспортного кластера «Южный узел». Внимание президента – лучшая рекомендация для серьезных инвесторов, таких как Олег Дерипаска, инвестировавшего в последние годы миллионы долларов и миллиарды рублей в свою малую родину – Кубань. Миллиардер давно вынашивает стратегические планы создания альтернативного Аэрофлоту мощного авиаперевозчика на Юге России. А в последние месяцы перешел к их осуществлению. Предполагаемое строительство международного аэропорта в Батайске уже попало в зону внимания специально созданной Дерипаской компании «Стратегия-Юг».

На недавнем экономическом форуме в Сочи «Кубань 2006» среди 12 инвестиционных мегапроектов, представленных на суд высшего руководства России Ростовской областью, главой государства было особо отмечено два самых «прорывных». Один из них – проект промышленно-транспортного кластера «Южный узел». Внимание президента – лучшая рекомендация для серьезных инвесторов, таких как Олег Дерипаска, инвестировавшего в последние годы миллионы долларов и миллиарды рублей в свою малую родину – Кубань. Миллиардер давно вынашивает стратегические планы создания альтернативного Аэрофлоту мощного авиаперевозчика на Юге России. А в последние месяцы перешел к их осуществлению. Предполагаемое строительство международного аэропорта в Батайске уже попало в зону внимания специально созданной Дерипаской компании «Стратегия-Юг».

«Стратегия? Юг!»

Дерипасковская «Стратегия-Юг» впервые сильно засветилась две недели назад, когда ею на аукционе были приобретены 100 процентов акций Международного аэропорта Сочи (г. Адлер). За пакет пришлось заплатить 5 млрд. 503,7 млн. рублей (при стартовой цене 3 млрд. 100 млн. рублей).

На протяжении нескольких последних лет вокруг аэропорта кипели страсти: продавать в частные руки – не продавать? Пока в апреле текущего года президентским Указом предприятие не было исключено из списка стратегических, и следом не было принято решение выставить его на открытые торги не позднее осени 2006 года.

Принять участие в аукционе выразили желание такие гиганты, как: Авиационно-нефтяная компания (совладелец аэропорта Внуково) и аффилированное с ней ОАО «Меридиан», «Русавиахолдинг» (контролируется группой «Ренова» Виктора Вексельберга) и «Мосторгинвест» (аффиллирован с РАИнКО – Русско-Азиатской инвестиционной компанией, еще одной структурой Олега Дерипаски). Родственная РАИнКО структура, видимо, была привлечена, чтобы иметь гарантию, что аукцион не сорвется, даже если остальные участники передумают в нем участвовать.

О степени заинтересованности Базэла («Базовый элемент» – головная структура финансовой империи Дерипаски) в приобретении нового актива говорят следующие цифры. Новый собственник должен будет достроить грузопассажирский терминал (сдача намечена уже на 2008 год), а также выплатить все долги бывших владельцев (более $20,2 млн.). И это при том, что по результатам 2004 года (данные за 2005 год не разглашаются) выручка аэропорта составила ни много ни мало 311,5 млн. рублей, а чистая прибыль – всего около 11 млн. рублей. Правда, государство намерено потратить все вырученные средства на модернизацию взлетно-посадочной полосы и светосигнального оборудования. Зато и оставить их за собой.

Что же подтолкнуло одного из самых опытных российских инвесторов к принятию заведомо невыгодного в коммерческом плане решения? Ответ прост. Решение о приобретении Сочинского аэропорта по времени совпадает с утверждением правительством России федеральной целевой Программы развития Сочи как курорта, «по которой с 2006 по 2014 год в город будет вложено 320 млрд. рублей (192,4 млрд. руб. – федеральный бюджет, 7,1 млрд. руб. – бюджеты Краснодарского края и г. Сочи, 127,7 млрд. руб. – внебюджетные источники).

Комментарии, как говорится, излишни.

Кубань: «Первым делом – первым делом самолеты…»

Но Сочинский аэропорт не первая и далеко не единственная воздушная гавань на Юге, принадлежащая группе компаний Дерипаски. В рамках группы существует целый «воздушный холдинг», объединяющий пять компаний: три аэропорта – в Краснодаре (международный), Анапе (здесь у государства осталась доля в 25 процентов) и в Геленджике (который будет строиться «с нуля», впервые, кстати, в России за последние 30 лет.), плюс переживающая трансформацию авиакомпания «Авиалинии Кубани» и «Территориальное агентство воздушных сообщений «Кубань».

Понятно, что до сих пор базовым для «Авиалиний Кубани» был Международный краснодарский аэропорт. Здесь не надо было сражаться за удобное время для рейсов, и 60 процентов пассажирооборота составляли рейсы Краснодар–Москва–Краснодар. Тариф эконом-класса на них составлял 4900 рублей против 5200 рублей у Аэрофлота, и этого было достаточно, чтобы превзойти показатели госкомпании. Правда, с весьма скромной рентабельностью порядка 10 процентов.

Желание ее увеличить до 30 процентов привело к тотальной структурной перестройке. «Авиалинии Кубани» разделили на три компании и включили вместе с аэропортами в новую материнскую – «Аэропорты Юга». Одновременно было принято решение активнее развивать неавиационную коммерцию – магазины, рестораны, гостиницы (новая компания «Русские отели»), которая приносит западным операторам аэропортов до 60 процентов дохода.

Чтобы окончательно и бесповоротно захватить рынок главного курортного региона, перед гендиректором новой объединенной авиакомпании Сергеем Урезченко поставили задачу – запустить аэропорт в Геленджике с пропускной способностью 500 тыс. пассажиров в год уже в 2008 году. Неофициально при этом говорится, что откладывать окончательную адаптацию в материнскую компанию не следует, потому что велика вероятность добавления новых активов. Но если раньше при этом подразумевался один из крупных столичных аэропортов, например, Пулково (все региональные аэропорты в крупных городах ЮФО, типа Ростова или Волгограда, имеют крепких хозяев, не намеренных с ними расставаться), то с появлением на горизонте проекта промышленно-транспортного кластера «Южный узел» вектор интереса переместился.

По крайней мере, представители «Стратегии-Юг», блестяще выигравшей аукцион по Сочинскому аэропорту, после выказанного на форуме «Кубань 2006» высшим руководством страны интереса к батайскому проекту, не стали скрывать такого же собственного. Причем не только непосредственно к проекту самого Международного батайского аэропорта, но и к элементам инфраструктуры всего проекта.

Вместо отраслевого принципа – региональный…

По свидетельству замглавы Минрегионразвития Юрия Перелыгина, специально посетившего Ростов, чтобы принять участие в трехдневном семинаре-обсуждении дальнесрочной Стратегии развития Ростовской области до 2020 года, в правительстве РФ сейчас начинают меняться подходы к регионам.

Если раньше безраздельно господствовал отраслевой подход к планированию, в результате чего основные ресурсы доставались (или попросту оставались у них) сильным, экспортно-ориентированным отраслям и естественным монополиям, то теперь акцент будет сделан на регионы. Будут отобраны 10–12 ведущих, способных выступить в роли экономических «локомотивов» для развития экономики страны.

В свою очередь, внутри этих регионов общими усилиями необходимо будет сформировать «точки роста», над чем сейчас работают созданные на Дону специальные рабочие группы. Причем в них вошли не только представители и эксперты администрации, аналитики областного Агентства инвестиционного развития (АИР), но и их опытные коллеги из Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ выиграло конкурс по разработке инвестиционных программ для ЮФО). А также приглашенные последними специалисты из дружественного Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, автора аналогичных разработок для Астраханской, Калининградской, Пензенской, Тюменской, Смоленской и некоторых других областей.

Именно в ходе совместной работы в рабочих группах стало ясно, что необходимо развивать и внедрять кластерные подходы. Т.е., когда смежные производства локализуются на одной территории, что снижает издержки и упрощает управление. Кроме «Южного узла», в Ростовской области по этому же пути намерены пойти создатели кластера «Регион «Донбасс» (совместно с Луганской областью Украины), кластера обувной промышленности, холдинга по производству мяса индейки «Евродон» и некоторые другие. Если разобраться, создаваемые кластеры являются ни чем иным, как разновидностью набирающих популярность государственно-частных партнерств (ГЧП). В некоторых из них планируется использовать концессионные механизмы, в том числе как для привлечения зарубежных участников, так и средств Инвестфонда.

Первопроходцем станет кластер «Южный узел», в который будет вложено 57,7 млрд. рублей, частично – из Инвестиционного фонда, что сразу делает проект притягательным для частных инвесторов. Кроме Международного батайского аэропорта сюда войдут объекты, которые будут располагаться в быстро развивающейся промзоне «Заречная»: новый универсальный порт, терминалы строящегося Новошахтинского нефтеперерабатывающего завода и еще доброго десятка крупных предприятий, готовых инвестировать и выступить совладельцами проектируемых причальных стенок, общей протяженностью более километра. Здесь же будут располагаться технопарк и логистический комплекс крупного федерального оператора РосЕвроДевелопмент (входит в консорциум РосЕвроГрупп), а к намеченному строительству моста в створе улицы Сиверса добавится еще один – в створе проспекта Соколова. Благодаря последнему предполагается разгрузить задыхающийся от транспортных потоков Ворошиловский мост через Дон – теперь транспорт будет двигаться из Ростова по одному мосту, а на Ростов – по другому.

Но главное, «Южный узел» даст стремительный толчок многим объектам, формально не входящим в него. Так, «Русские отели» (снова Дерипаска) планируют отдать под Деловой комплекс (5–7 корпусов гостиниц и бизнес-центров, самый высокий из которых, высотой почти в 40 метров, не будет уступать голубым стеклянным башням «Купеческого двора») целый жилой квартал через дорогу от областной администрации. А деловой тандем Мазанов/Каримова уже анонсировали не только в Ростове, но и в Москве проект вполне сопоставимого по размаху, первого в Ростове бизнес-центра класса «А», который расположится на въезде в город со стороны Ворошиловского моста…

В заключение хочется процитировать слова заместителя полпреда в ЮФО Александра Починка, выступившего горячим (и грамотным) поборником проекта «Южного узла»: Это будет уникальный узел – Ростов, Батайск и Аксай объединяются в один большой город – двухмиллионную агломерацию, которая получит мощный толчок для промышленного развития. Скажете фантастика? Нет, реальность!».


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет

Реклама