Образование

Академик РАН Владимир Минкин: Элиту не могут воспитывать нищие

Академик РАН Владимир Минкин: Элиту не могут воспитывать нищие

Российская власть это поняла,  утвердив беспрецедентные национальные проекты поддержки высшего образования и науки.<BR>В преддверии Дня российской науки корреспондент «Известий-Юг» встретился с действительным членом Российской Академии наук, доктором химических наук, профессором, директором НИИ физической и органической химии Южного федерального университета, заместителем председателя Южного научного центра РАН В.И. Минкиным.

В преддверии Дня российской науки корреспондент «Известий-Юг» встретился с действительным членом Российской Академии наук, доктором химических наук, профессором, директором НИИ физической и органической химии Южного федерального университета, заместителем председателя Южного научного центра РАН В.И. Минкиным.

Владимир Исаакович, Интернет недавно порадовал новостью: по данным авторитетного Института научной информации США (ISI) более 800 ваших публикаций за последние два десятилетия были процитированы 6518 раз. Вы вошли в число тридцати самых цитируемых в мире российских ученых. А список ваших международных наград и ученых званий займет, пожалуй, целую страницу печатного текста. Иными словами в вашем лице российская наука имеет заслуженное всемирное признание. И в то же время ее в последнее время не устают «хоронить»...

Дело не во мне, не в других ученых - моих ровесниках и людей постарше, нашедших в себе силы остаться на Родине. Проблемы российской науки — в тех двух последних десятилетиях, в течении которых была по сути нарушена ее преемственность. «Самоустранились» целые научные школы. Почти до нуля упал престиж классического высшего образования. А на его руинах возникли так называемые «коммерческие» вузы, чьим старанием мы сегодня обязаны перепроизводством «специалистов», которые так и остались не востребованными нашей наконец-то пошедшей в рост экономикой.

Слава Богу, здравый смысл победил. Сегодня уже не надо никому доказывать необходимость существования того же РГУ в его новой объединительной ипостаси Южного федерального университета. Более того главным «куратором» ЮФУ — председателем его Попечительского совета стал не кто-нибудь, а первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который, как утверждают, лично озаботился логистикой создания университета нового типа...

Я фактически убежден в этом. С Дмитрием Анатольевичем довелось общаться и в Ростове, когда он посетил ЮФУ, и в Красноярске, где в Сибирском федеральном университе прошел «круглый стол» по проблемам высшего образования. Принял в нем участие и президент Владимир Путин. Высшие руководители государства подтвердили амбициозную задачу, которая стоит сегодня перед ЮФУ — попасть в первую сотню лучших вузов мира.

Это так сложно?

Трудно представить — насколько. Достаточно сказать, что признанный флагман нашего университетского образования МГУ находится лишь в третьей сотне престижного списка. Хотя по такому показателю, как научно-исследовательская работа занимает неплохое место в первой тридцатке.

Чего нам не хватает? Преподавателей, как во времена Петра Первого? Может, снова позовем немцев и голландцев?

На тот момент — не самый был плохой выбор. Ведь в итоге в основу российской ( а затем и советской) школ высшего образования легла проверенная веками европейская традиция. Ее главную черту — глубокую интеграцию обучения и науки, ныне осваивает весь мир.

А если конкретнее?

Пожалуйста. Популярнейшие американские и британские образовательные технологии, которые сегодня ищут дорогу в ЮФУ, призваны вовлечь студентов в творческий исследовательский процесс. Они базируются не на зубрежке, а на самостоятельном поиске нового знания через открытия, участие в научной деятельности. Мы, простите за каламбур, сегодня заново «открываем Америку», которая за прошедшие годы ушла вперед в поисках наиболее эффективных систем подготовки научных кадров. Однако при всей плачевности нынешнего состояния нашей системы высшего образования ее все равно не удалось «похоронить» до конца. В нашем НИИ ФОХ, к примеру, несколько десятков студентов продолжают работать рука об руку с аспирантами, кандидатами и докторами наук. Кстати, - по тем же нанотехнологиям, разработке элементной базы для вычислительных систем следующих поколений.

Основы компьютерных «чипов» будущего?

Именно. Кстати, в США эта проблема отнесена к разряду критически важных. А в России, хоть и выделяют средства на фундаментальные исследования, но насчет перспектив внедрения пока даже не задумываются.

Никто?

Не буду так категоричен. Представляется, что Президент Владимир Путин и вице-премьер Дмитрий Медведев всерьез озабочены нашим хай-теком. На «круглом столе» в Красноярске, обсуждались проблемы двух новых крупнейших наших университетов — Сибирского и Южного Федерального. Создание этих университетов - это национальный проект, который постепенно обрастает конкретикой. В том числе и постановкой оперативных задач, формулированием научных «вызовов», которые подбрасывает нам эпоха. Отрадно было слышать впервые за много лет суждения высших лиц государства - я имею в виду В.Путина и Д.Медведева, которые, во-первых, понимают глобальную важность стоящих проблем, а, во-вторых, искренне стремятся, определить пути к их разрешению.

С Дмитрием Анатольевичем вообще было легко общаться. И нам, старшему поколению, и студентам. Он ведь и сам в недавнем прошлом — аспирант, преподаватель с десятилетним стажем. Он знает «язык» высшей школы, научную терминологию. Вообще — человек образованный, интеллигентный. И при этом — открытый, без видимого желания «порисоваться». Все-таки чувствуется внутренний стержень, опыт государственной работы. . Впрочем, и чувством юмора не обделен...

Как президент?

Ну, Владимир Владимирович — это «статья особая». В Красноярске было много выступлений о необходимости усилить конкретную материальную поддержку профессуры, научных сотрудников. Президент признал, что в этом есть рациональное зерно, поинтересовался у вице-премьера Кудрина: любит ли тот науку? Министр, конечно, сказал, что любит, но как быть с Бюджетным кодексом, со статьями расходов по нацпроекту «Образование», в которых затраты на прямую поддержку научного персонала прописаны пока не очень внятно. «Вот видите», - обратился президент к собравшимся. - «Любовь и деньги несовместимы!». (Это подлинные слова!)

Но, если без шуток, то, конечно же, и это чувствуется — на самом высоком уровне есть понимание того, что образование и наука не могут финансироваться «по остаточному принципу», что нищие преподаватели не смогут воспитать будущую российскую элиту, которой по определению придется принять политические и экономические вызовы нынешнего века.

А что-то уже в этом отношении делается?

Естественно. Мне лично импонирует выступление Дмитрия Медведева на последнем пленуме Высшего Аттестационного Совета в августе прошлого года. Он очень рационально и в то же время по-человечески поднял проблему «вала» научных диссертаций. Все-таки здесь, действительно, необходимо тщательно отделять «зерна от плевел», поддерживать таланты, а посредственность, но, вы же знаете, она всегда «сама пробьется».

Как вы представляете «реструктуризацию» нашего высшего, в частности — университетского, образования в идеале? Если такой идеал вообще возможен?

Прежде всего обязана произойти «смычка» образования и науки. По нацпроектам, спасибо бюджету, нам выделяют сейчас значительные средства на закупку оборудования, о чем не так давно и мечтать не приходилось. В частности, наш НИИ ФОХ уже получил уникальный, вероятно единственный в стране полный аналитический комплекс, включающий спектрометр ядерного магнитного резонанса в комбинации с масс-спектрометром , различными хроматографами и рядом вспомогательных устройств.. Это оборудование стоимостью в миллионы у.е. Но все же, не побоюсь быть неблагодарным, если скажу, что без «человеческого капитала» железо останется железом. Мне кажется, что это понимают и в высшем руководстве страны. Социальная заостренность планов на будущее, на которых настаивают сегодня и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, - не веянье времени, а его суровое требование...

Источник : "ИЗВЕСТИЯ"


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

 Студенты ДГТУ будут жить в "Пизанской башне"
Студенты ДГТУ будут жить в "Пизанской башне"
Общежитие в виде цилиндрической башни строит ДГТУ для своих студентов на площади Гагарина между общежитием №3 и
Ростовская выпускница Юлия Ни стала стобалльницей трижды
Ростовская выпускница Юлия Ни стала стобалльницей трижды
Ростовская выпускница Юлия Ни написала ЕГЭ на 100 баллов сразу по трем дисциплинам - физике, информатике и русскому
Дмитрий Медведев опять утвердил Марину Боровскую на пост ректора ЮФУ
Дмитрий Медведев опять утвердил Марину Боровскую на пост ректора ЮФУ
Как стало известно, 26 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому Марина
Ректорство пошло на пользу доходам Марины Боровской
Ректорство пошло на пользу доходам Марины Боровской
Марина Боровская из ректоров Южного федерального университета перешла в статус и.о. Это потребовалось на время — до тех
Реклама