Образование

Академик РАН Владимир Минкин: Элиту не могут воспитывать нищие

Академик РАН Владимир Минкин: Элиту не могут воспитывать нищие

Российская власть это поняла,  утвердив беспрецедентные национальные проекты поддержки высшего образования и науки.<BR>В преддверии Дня российской науки корреспондент «Известий-Юг» встретился с действительным членом Российской Академии наук, доктором химических наук, профессором, директором НИИ физической и органической химии Южного федерального университета, заместителем председателя Южного научного центра РАН В.И. Минкиным.

В преддверии Дня российской науки корреспондент «Известий-Юг» встретился с действительным членом Российской Академии наук, доктором химических наук, профессором, директором НИИ физической и органической химии Южного федерального университета, заместителем председателя Южного научного центра РАН В.И. Минкиным.

Владимир Исаакович, Интернет недавно порадовал новостью: по данным авторитетного Института научной информации США (ISI) более 800 ваших публикаций за последние два десятилетия были процитированы 6518 раз. Вы вошли в число тридцати самых цитируемых в мире российских ученых. А список ваших международных наград и ученых званий займет, пожалуй, целую страницу печатного текста. Иными словами в вашем лице российская наука имеет заслуженное всемирное признание. И в то же время ее в последнее время не устают «хоронить»...

Дело не во мне, не в других ученых - моих ровесниках и людей постарше, нашедших в себе силы остаться на Родине. Проблемы российской науки — в тех двух последних десятилетиях, в течении которых была по сути нарушена ее преемственность. «Самоустранились» целые научные школы. Почти до нуля упал престиж классического высшего образования. А на его руинах возникли так называемые «коммерческие» вузы, чьим старанием мы сегодня обязаны перепроизводством «специалистов», которые так и остались не востребованными нашей наконец-то пошедшей в рост экономикой.

Слава Богу, здравый смысл победил. Сегодня уже не надо никому доказывать необходимость существования того же РГУ в его новой объединительной ипостаси Южного федерального университета. Более того главным «куратором» ЮФУ — председателем его Попечительского совета стал не кто-нибудь, а первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который, как утверждают, лично озаботился логистикой создания университета нового типа...

Я фактически убежден в этом. С Дмитрием Анатольевичем довелось общаться и в Ростове, когда он посетил ЮФУ, и в Красноярске, где в Сибирском федеральном университе прошел «круглый стол» по проблемам высшего образования. Принял в нем участие и президент Владимир Путин. Высшие руководители государства подтвердили амбициозную задачу, которая стоит сегодня перед ЮФУ — попасть в первую сотню лучших вузов мира.

Это так сложно?

Трудно представить — насколько. Достаточно сказать, что признанный флагман нашего университетского образования МГУ находится лишь в третьей сотне престижного списка. Хотя по такому показателю, как научно-исследовательская работа занимает неплохое место в первой тридцатке.

Чего нам не хватает? Преподавателей, как во времена Петра Первого? Может, снова позовем немцев и голландцев?

На тот момент — не самый был плохой выбор. Ведь в итоге в основу российской ( а затем и советской) школ высшего образования легла проверенная веками европейская традиция. Ее главную черту — глубокую интеграцию обучения и науки, ныне осваивает весь мир.

А если конкретнее?

Пожалуйста. Популярнейшие американские и британские образовательные технологии, которые сегодня ищут дорогу в ЮФУ, призваны вовлечь студентов в творческий исследовательский процесс. Они базируются не на зубрежке, а на самостоятельном поиске нового знания через открытия, участие в научной деятельности. Мы, простите за каламбур, сегодня заново «открываем Америку», которая за прошедшие годы ушла вперед в поисках наиболее эффективных систем подготовки научных кадров. Однако при всей плачевности нынешнего состояния нашей системы высшего образования ее все равно не удалось «похоронить» до конца. В нашем НИИ ФОХ, к примеру, несколько десятков студентов продолжают работать рука об руку с аспирантами, кандидатами и докторами наук. Кстати, - по тем же нанотехнологиям, разработке элементной базы для вычислительных систем следующих поколений.

Основы компьютерных «чипов» будущего?

Именно. Кстати, в США эта проблема отнесена к разряду критически важных. А в России, хоть и выделяют средства на фундаментальные исследования, но насчет перспектив внедрения пока даже не задумываются.

Никто?

Не буду так категоричен. Представляется, что Президент Владимир Путин и вице-премьер Дмитрий Медведев всерьез озабочены нашим хай-теком. На «круглом столе» в Красноярске, обсуждались проблемы двух новых крупнейших наших университетов — Сибирского и Южного Федерального. Создание этих университетов - это национальный проект, который постепенно обрастает конкретикой. В том числе и постановкой оперативных задач, формулированием научных «вызовов», которые подбрасывает нам эпоха. Отрадно было слышать впервые за много лет суждения высших лиц государства - я имею в виду В.Путина и Д.Медведева, которые, во-первых, понимают глобальную важность стоящих проблем, а, во-вторых, искренне стремятся, определить пути к их разрешению.

С Дмитрием Анатольевичем вообще было легко общаться. И нам, старшему поколению, и студентам. Он ведь и сам в недавнем прошлом — аспирант, преподаватель с десятилетним стажем. Он знает «язык» высшей школы, научную терминологию. Вообще — человек образованный, интеллигентный. И при этом — открытый, без видимого желания «порисоваться». Все-таки чувствуется внутренний стержень, опыт государственной работы. . Впрочем, и чувством юмора не обделен...

Как президент?

Ну, Владимир Владимирович — это «статья особая». В Красноярске было много выступлений о необходимости усилить конкретную материальную поддержку профессуры, научных сотрудников. Президент признал, что в этом есть рациональное зерно, поинтересовался у вице-премьера Кудрина: любит ли тот науку? Министр, конечно, сказал, что любит, но как быть с Бюджетным кодексом, со статьями расходов по нацпроекту «Образование», в которых затраты на прямую поддержку научного персонала прописаны пока не очень внятно. «Вот видите», - обратился президент к собравшимся. - «Любовь и деньги несовместимы!». (Это подлинные слова!)

Но, если без шуток, то, конечно же, и это чувствуется — на самом высоком уровне есть понимание того, что образование и наука не могут финансироваться «по остаточному принципу», что нищие преподаватели не смогут воспитать будущую российскую элиту, которой по определению придется принять политические и экономические вызовы нынешнего века.

А что-то уже в этом отношении делается?

Естественно. Мне лично импонирует выступление Дмитрия Медведева на последнем пленуме Высшего Аттестационного Совета в августе прошлого года. Он очень рационально и в то же время по-человечески поднял проблему «вала» научных диссертаций. Все-таки здесь, действительно, необходимо тщательно отделять «зерна от плевел», поддерживать таланты, а посредственность, но, вы же знаете, она всегда «сама пробьется».

Как вы представляете «реструктуризацию» нашего высшего, в частности — университетского, образования в идеале? Если такой идеал вообще возможен?

Прежде всего обязана произойти «смычка» образования и науки. По нацпроектам, спасибо бюджету, нам выделяют сейчас значительные средства на закупку оборудования, о чем не так давно и мечтать не приходилось. В частности, наш НИИ ФОХ уже получил уникальный, вероятно единственный в стране полный аналитический комплекс, включающий спектрометр ядерного магнитного резонанса в комбинации с масс-спектрометром , различными хроматографами и рядом вспомогательных устройств.. Это оборудование стоимостью в миллионы у.е. Но все же, не побоюсь быть неблагодарным, если скажу, что без «человеческого капитала» железо останется железом. Мне кажется, что это понимают и в высшем руководстве страны. Социальная заостренность планов на будущее, на которых настаивают сегодня и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, - не веянье времени, а его суровое требование...

Источник : "ИЗВЕСТИЯ"

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

В Ростовской области родители попросили временно перевести школы на дистанционное обучение
В Ростовской области родители попросили временно перевести школы на дистанционное обучение
В Ростовской области родители несовершеннолетних попросили губернатора Василия Голубева перевести школы на
В школах Ростовской области введут новые предметы
В школах Ростовской области введут новые предметы
С 1 сентября в школах Ростовской области введут два новых предмета. Об этом стало известно на выездном заседании
В донских детских садах появилось более 3800 новых мест по нацпроекту «Демография»
В донских детских садах появилось более 3800 новых мест по нацпроекту «Демография»
За последние пять лет в Ростовской области построено 50 новых детских садов, из них 26 – по региональному проекту