Образование

РГУ, который мы потеряли...

РГУ, который мы потеряли...

Ростовского государственного университета как самостоятельного учебного заведения сегодня  уже не существует. Одновременно не стало и трех других донских вузов: Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского радиотехнического. Их слили в единый Южный федеральный университет – ЮФУ. <BR>О перспективах нового мегавуза рассказал его ректор Владислав Захаревич на недавней пресс-конференции и встрече с донскими работодателями. А у нас возникли некоторые субъективные мысли по этому серьезному  поводу...

Фото: Виктор ПОГОНЦЕВ, www.don.art.ru

Ростовского государственного университета как самостоятельного учебного заведения сегодня уже не существует. Одновременно не стало и трех других донских вузов: Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского радиотехнического. Их слили в единый Южный федеральный университет – ЮФУ.

О перспективах нового мегавуза рассказал его ректор Владислав Захаревич на недавней пресс-конференции и встрече с донскими работодателями. А у нас возникли некоторые субъективные мысли по этому серьезному поводу...

Вузовская гигантомания

Идея создания вуза-гиганта зародилась у федеральных властей в 2005 году. Конечная задача, поставленная столицей, – войти в элиту мировых высших учебных заведений. На это государственное руководство не жалеет средств, в ближайшие четыре года в ЮФУ планируется вложить 10,5 миллиарда федеральных бюджетных рублей. Местные власти обеими руками поддерживают идею. Помимо привлечения в регион немалых средств у чиновников появляется возможность заработать жирные «галочки» на ниве реализации национального проекта «Образование».

Между тем многих бросает в дрожь предстоящая грандиозность преобразований. В ходе проведенного интернет-голосования 67% опрошенных негативно оценили идею создания на юге России столь огромной и непонятной структуры и лишь 26% поддержали уже свершившееся событие. В реализуемом проекте РГУ отведена роль вуза-локомотива, но при этом почему-то свежесозданный ЮФУ возглавил отнюдь не выходец из научной или управленческой элиты РГУ. Его нынешний ректор ранее руководил Таганрогским радиотехническим университетом (бывш. ТРТИ).

Настораживает и то, что организаторы грядущей перестройки публично грешат зачастую уж слишком пафосными фразами – так, словно ЮФУ если пока и не входит в сотню лучших мировых «кузниц знаний», то безо всякого мигом войдет.

Согласимся с мнением Владислава Захаревича, назвавшего проект «действительно амбициозным». Но, как говорится, под амбициями должна быть амуниция. По масштабам ЮФУ уже вполне можно сравнить с Московским госуниверситетом, но значит ли это, что в ближайшей перспективе южный университет догонит ведущий вуз страны по уровню научной деятельности и качеству образования? Тут ведь никакие финансовые вливания не могут быть залогом успеха. Требуется и вера, и упорство, и талант, которых было не занимать основателю МГУ Михаилу Ломоносову. Но главное – требуются годы и десятилетия, в течение которых нарабатываются традиции, вырастают научные школы, сменяют друг друга поколения студентов.

Всего этого у ЮФУ нет. Зато есть по отдельности у каждой из его нынешних составляющих. Так, может, не стоило огород городить – административным решением сливать в искусственное образование ведущие вузы Дона? Может, вместо этого следовало разделить между ними бюджетный «куш», который позволил бы укрепить научную и материальную базу, и предоставить вузам вести нормальную конкурентную борьбу за государственные и частные заказы в сфере фундаментальной науки и высоких технологий? Увы, реформаторы системы высшего образования на юге России преследуют, похоже, более утилитарные цели.

Дипломный конвейер

– Основная наша идея – создание исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа, – сообщил Владислав Захаревич донским работодателям. – Российское образование остается советским, рассчитанным на последующее распределение специалиста. Рынок требует жестких изменений. Мы выпускаем инженера, а он работает программистом, учим историка, а он идет в торговлю. Нам нужно, чтобы вы давали установку, как и чему учить студента.

Таким образом, основную миссию университета ректор равно, как и ряд местных чиновников, видит в насыщении исходящего со стороны рынка сиюминутного спроса на определенного типа специалиста. 90% выпускников ЮФУ будет готовиться по заказу работодателя. Но ведь на обучение в вузе обычно уходит пятилетка. Какие кадры могут понадобиться работодателям через пять лет, да еще в условиях России, где конъюнктура меняется со скоростью стихийного бедствия? К примеру, среди тех же частных донских предприятий долгосрочными планами располагает сегодня лишь каждое пятое, да и то – без гарантии, что все будет идти по намеченным сценариям.

Дальше – больше. Не только студентов, но и ученых ректор ЮФУ намерен жестко «привязать» к рынку. По его словам, необходимо дать возможность коллективам ученых вести исследования за счет источников собственного финансирования, то есть разрабатывать лишь охотно покупаемые ноу-хау и технологии. В итоге, как можно предположить, выживут сильнейшие – напрямую связанные с военно-промышленным комплексом, энергетикой, сырьевыми отраслями и др.

Но как раз «прикладная» наука даже в самые трудные времена не была так уж обделена вниманием со стороны государства. В эпоху перестройки (как, впрочем, и сегодня) сворачивались от недофинансирования преимущественно академические исследования, не способные принести экономике мгновенных выгод, зато являющиеся базовым двигателем мирового прогресса. Если б не фундаментальная русская, а впоследствии советская наука, мы до сих пор только б мечтали о космосе, ядерных технологиях да и в конце концов – тех же «Тополях», СУ и МИГах, которые и сегодня превосходят зарубежные аналоги лишь благодаря академическому заделу, сделанному несколько десятилетий назад. А ведь их конструкторы тоже выросли из вчерашних студентов, которым тогдашний вуз давал не сумму ограниченных технических навыков, а возможность осмотреться в науке, выбрать нетривиальные цели и задачи.

Что уж говорить об историках, философах, филологах, у которых ни при каких обстоятельствах не получится перейти на «хозрасчет». И раз так, то, значит, надо перестать вести археологические раскопки, искать смысл бытия, изучать народный фольклор в донских казачьих станицах. Ведь все это ничуть не нужно нынешнему «дикому рынку». А он у нас, что б ни говорили, будет таковым еще долго, если каким-нибудь чудом не удастся избавить экономику от «сырьевой иглы».

Неравный брак

Но возвращаясь к ЮФУ... В свете происходящих перемен здесь предполагается революционно ломать десятилетиями формирующуюся структуру факультетов. В новоявленном вузовском «колхозе» многие из них своими названиями формально дублируют друг друга, и существующий хаос планируется со временем как-то упорядочить. Тут, знаете ли, как бы с водой не выплеснуть и младенца!

Ростовский Государственный университет, объединившийся с тремя другими вузами, по сути вступил с ними в неравный брак. Эти последние, официально именуясь университетами и академиями, на деле остались теми же простыми советскими институтами. Проблема даже не в том, что РГУ – лучше (хотя как раз его специалисты читали лекции студентам других донских высших учебных заведений, организовывали там кафедры, выступали руководителями дипломных проектов и оппонентами на защите), нет, РГУ – просто другой.

Задача института – подготовка специалистов узкого профиля, в некоторых случаях – действительно, на потребу дня социалистической экономике или, как сейчас, – свободному рынку. Именно по такому принципу еще в советские времена при том же заводе «Ростсельмаш» организовали ВТУЗ. По этому же «конвейерному» принципу работают некоторые колледжи и вузы в США.

С другой стороны, притягательность университета всегда (еще из глубины веков) заключалась в возможности получить всестороннее углубленное образование, стать универсальным специалистом. Выпускники института обычно работают в какой-либо одной ограниченной экономической или общественной сфере, выпускники университета – в самых различных областях. Преимущество последних – в заложенном со студенческих лет мультикультурном уровне знаний, возможности самостоятельно освоить десятки различных направлений деятельности. Наоборот, преимущество выпускника института – в более гарантированной, но в чем-то заранее предрешенной судьбе и карьере. Так уж сложилось, что каждому – свое. И сложилось, кстати, исторически. Следует ли ломать привычную схему, даже исходя при этом из самых благих намерений?

Благие намерения

Грядущая перестройка процесса образования в ЮФУ осуществляется под эгидой соответствия его выпускников потребностям современного общества, борьбы с безработицей. Увы, выложенная благими намерениями дорога может привести сами знаете куда. «Классический» университетский выпускник в состоянии удовлетворять потребности любого общества: социалистического, рыночного и даже феодального, ведь недаром первые университеты появились еще в средневековье. Поэтому вряд ли корректно кивать на Запад, как это делает Владислав Захаревич, пообещавший, в частности, отправить преподавателей и студентов факультета журналистики на экскурсию в Оксфорд, чтобы там поучились уму-разуму.

Как раз пример Оксфорда – кузницы кадров британской элиты – свидетельствует в пользу университета в самом традиционном понимании. Именно здесь учат «всему и ничему», здесь не возбраняется слушать лекции на любых интересующих студента факультетах, выбирать самые далекие от коммерции темы научных работ. Главное – напрячь мозг и, выражаясь словами поэта, «научить душу трудиться».

В отличие от Кэмбриджа – второго крупнейшего вуза Великобритании, который как раз готовит именно «узких» спецов, Оксфорд выпускает всесторонне образованных граждан, пополняющих ряды топ-менеджмента частных и государственных структур, становящихся учеными, деятелями культуры, писателями и журналистами. Причем зачастую их реальный род деятельности бывает весьма далек от полученной в вузе академической специальности. Ценится аналитический склад ума, быстрота мышления, креативность и, конечно же, преданность определенным базовым ценностям, прививаемая исподволь благодаря гуманитарному подходу к процессу образования. И еще ценится имидж вуза, его традиции, преемственность поколений преподавателей и студентов...

В этом смысле опыт Оксфорда, близкий скорее выпускникам РГУ, для ЮФУ не слишком показателен. Вот вузы США – другое дело. Здесь «корреспондента-газетчика» учат всего три года, как раз по принципу «дипломного конвейера». Но выпущенные специалисты до пенсии выполняют рутинную репортерскую работу. Анализировать существующую действительность, выстраивать мозаику фактов, писать о человеческих душах они не умеют. Этим в американских СМИ занимаются колумнисты – специалисты весьма дефицитные. Считается, что их таланту научить невозможно. Но дать «фоновые» знания можно. Кстати, как раз в объеме стандартного университетского курса. Такого же точно, как в РГУ, где автора этих строк пять лет учили не только тому, как пользоваться компьютерным текстовым редактором, или тому, из чего состоит офсетная ротационная машина, но и основам литературного анализа, психологии, культуры. В итоге и я, автор, и мои однокашники по студенческой скамье , у всех из которых в дипломе написано «журналист», могут позволить себе работу не только «литсотрудника» в штате малотиражной районки, но и аналитика в федеральных СМИ, фотокора, оператора и ведущего на рейтинговых телеканалах, специалиста в книгоиздательских фирмах, пресс-службах, рекламных агентствах. Понимают ли реформаторы и чиновники, что это не издержки, а цель нормального университетского образования? Или перед ними стоит другая задача: низвести высшую школу к банальной «бурсе», штампующей стандартные «колесики и винтики» – человеческие придатки бездушной рыночной экономики.

К сожалению, задать этот вопрос Владиславу Захаревичу у нас не получилось – эксклюзивно общаться с «Известиями» он не пожелал. Что это – показная чиновничья «занятость», нелюбовь к «журналюгам» или просто боязнь ответственности? Ведь бывший глава славного, но, увы, по всем меркам провинциально технического института замахнулся на alma mater всей южнороссийской науки – бывшего Варшавского, бывшего Ростовского государственного университета.

...И не остановил скороспелых «медвежьих» реформ маленький каменный Михаил Ломоносов, переживший еще и не такое в тихом скверике напротив главного корпуса экс-РГУ...

Наша справка

Захаревич Владислав Георгиевич

Захаревич Владислав Георгиевич – действительный член Международной академии энергоинформационных наук, Российской академии медико-технических наук, Нью-Йоркской академии наук, Международной академии информатизации, доктор технических наук, профессор по кафедре «Инженерная психология».

Родился 12 октября 1946 г. в ст. Ново-Минской Каневского района Краснодарского края. В 1969 году окончил Таганрогский радиотехнический институт, c отличием, по специальности автоматика и телемеханика. Был призван в ряды Советской Армии в звании инженер-лейтенанта. Ученый, инженер, основатель и научный руководитель школы «Биотехнические и человеко-машинные информационно-управляющие системы гибридного интеллекта». С 1980 по 1990 гг. являлся директором – главным конструктором ОКБ «Ритм» при ТРТИ.

С 1990 г. — ректор Таганрогского государственного радиотехнического университета. Награжден медалью «За освоение целинных земель» (1967 г.), орденом «Знак Почета» (1986 г.), орденом «Почета» (2002 г.), «Заслуженный работник высшей школы РФ» (1998 г.).

Источник: www.tsure.ru


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Ректорство пошло на пользу доходам Марины Боровской
Ректорство пошло на пользу доходам Марины Боровской
Марина Боровская из ректоров Южного федерального университета перешла в статус и.о. Это потребовалось на время — до тех
В “Суворовском» построят новую школу
В “Суворовском» построят новую школу
В Ростове намечено строительство новой школы в микрорайоне «Скворовский». Школьный комплекс расположится на территории
Реклама