Финансы

Последний нефтяной бюджет

Последний нефтяной бюджет

Дума приступает к рассмотрению проекта бюджет-2007, который вырос за последнюю неделю почти на триллион рублей. По сравнению с 2006 годом наполовину будут увеличены расходы на национальную экономику, более чем в полтора раза вырастет финансирование нацпроектов, 160 миллиардов рублей планируется потратить на поддержку демографического роста, на 28,7 процента увеличатся расходы на оплату труда.

Расходная часть увеличивалась «по просьбе трудящихся», то есть отраслевых министров и представителей думских комитетов. Доходная «выжала» все, что могла, за счет пересмотра прогнозной цены на нефть. "Россия вышла на самые высокие показатели зависимости бюджета от нефти и газа", предупредил министр финансов России своих коллег. По его подсчетам, в 2002 году российский бюджет получал от нефтегазовой отрасли 23,4% своих доходов, в 2005 г. - 45%, в 2006 – достигнет 52,2 процента. Предположим, что грядущий год не принесет сюрпризов на нефтяных рынках, и правительству не придется распечатывать Стабилизационный фонд, где на черный день скопится к тому времени 3 триллиона рублей. Это не так уж много. Столько же денег лежит на вкладах граждан в российских банках. Но если на эти вклады никто не покушается, а правительство даже обеспечивает их страховкой на случай банкротства какого-либо банка, то деньги Стабфонда не дают покоя многим.

Предлагается раздать эти деньги, вложить их в различные проекты, модернизировать с их помощью ЖКХ. Хотели, наконец, ссылаясь на американский опыт, даже повсеместно снизить налоги, а брешь в казне покрыть средствами Стабфонда. Однако все эти способы не дают урожая на наших почвах. Неоднократное снижение налогов ни разу не послужило импульсом развития экономики. Сэкономленные деньги бизнес не спешит вкладывать в развитие производства. Что же касается «вливаний» в потребительский сектор, то рост доходов просто не успевает за ростом цен. Виной тому и нежелание бизнеса поделиться доходами, но чаще – просто отсутствие необходимых мощностей для выпуска потребительских товаров. Что происходит, когда денег становится больше, а товаров – столько же, мы видим на примере рынка жилья, где вливания по каналам нацпроекта «Доступное жилье» делает это самое жилье все более недоступным.

Трогать Стабфонд при теперешнем состоянии экономики было бы неразумно. Тем паче, что довольно большая часть нефтяных денег идет в бюджет. Попытки Минфина сформировать – хотя бы как наглядное пособие для членов правительства – бюджет без нефти, сразу же привело к дефициту бюджета, к необходимости сокращать расходы государства. Подсчитано, что дефицит бюджета "без нефти и газа" в 2006 году составит 5,2 процента ВВП, в 2007 — 5,4 процента. К тому же увеличение госрасходов разгоняет инфляцию и ведет к чрезмерному укреплению рубля, что тоже не способствует развитию экономики.

В августовском номере журнала «Вопросы экономики» в статье профессора А.Кудрина «Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России» приведены расчеты, подтверждающие, что даже при самом выгодном раскладе «нефтяная заначка» способна обеспечить лишь часть прироста ВВП, часть потребностей государства. А остальное, как ни грустно, надо зарабатывать самим.

Похоже, обсуждение бюджета в Федеральном собрании не ограничится обсуждением доходов и расходов, а перейдет в полемику с извечным русским вопросом «что делать» в постнефтяную эпоху, потому что дальше «так жить нельзя».

По сообщениям Минфина РФ

 


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет

Реклама