Финансы

Россия переходит на "трехлетку"

Россия переходит на "трехлетку"

Среднесрочное бюджетное планирование станет российской практикой уже в этом году. "Пятилетки» - слово из нашего недавнего прошлого, «трехлетка» - самого ближайшего будущего. Как известно, в этом году впервые за постсоветское время будет принят трехлетний бюджет на 2008-2010 гг. В глобальном смысле речь идет об отказе от стратегий-однодневок и переходе к нормальному среднесрочному планированию. Как утверждают в российском Минфине, это обычная практика всех развитых стран.

Среднесрочное бюджетное планирование станет российской практикой уже в этом году. "Пятилетки» - слово из нашего недавнего прошлого, «трехлетка» - самого ближайшего будущего. Как известно, в этом году впервые за постсоветское время будет принят трехлетний бюджет на 2008-2010 гг. В глобальном смысле речь идет об отказе от стратегий-однодневок и переходе к нормальному среднесрочному планированию. Как утверждают в российском Минфине, это обычная практика всех развитых стран.

По словам вице-премьера правительства Александра Жукова, бюджетное нововведение позволит обеспечить связь расходов с ясными и понятными результатами действий министерств и ведомств. «Три года лучше, чем один, потому что деньги, которые остаются в конце года, будут переходить на следующий год, а не «теряться» - комментирует председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин. А, по словам его коллеги сенатора Оганеса Оганяна, такое бюджетное планирование «означает предсказуемость российской экономики, ее стабильность и возможность строить долгосрочные прогнозы, дает меньшую зависимость от конъюнктуры цен на нефть». Теперь, считает сенатор, правительство сможет «закладывать в бюджет основные долгосрочные перспективы и рассчитывать инвестиции, в том числе государственные».

Похоже, в этом и есть секрет перехода к среднесрочному планированию: российская экономика уже выросла из «коротких штанишек», стараниями создателей Стабфонда не столь зависит от текущей нефтяной конъюнктуры и полна решимости не останавливаться на достигнутом, наметив себе амбициозные параметры роста.

Проблема расходования бюджетных денег с наибольшей отдачей стоит не только в России, а многолетнее бюджетное планирование (МБП) придумали не сегодня – оно практикуется во многих развитых странах. В частности, в Германии, Англии, Австрии, Канаде, Австралии, Великобритании, США. В последнее время интерес к бюджетному планированию на несколько лет вперед проявляют и страны Восточной Европы, в частности Венгрия и Чехия. Почему?

Главное достоинство МБП заключается в том, что оно позволяет на несколько лет вперед просчитывать варианты бюджетной и налоговой политики, показать, какими могут быть доходы и расходы государства в ближайшие годы, что будет с государственным долгом и его обслуживанием. Кроме того, такое планирование дает возможность каждому ведомству заранее знать объемы финансирования. Например, нынешняя российская система не позволяет ведомству и бюджетной организации эффективно вести рассчитанное на несколько лет строительство объектов: оно не может получить деньги на три года вперед и самостоятельно перераспределять расходы, как того требует меняющаяся ситуация. Как следствие, ведомство при представлении заявок на финансирование на будущий год озабочено тем, чтобы денег дали не меньше, чем в прошлом году. При этом ожидаемые результаты по эффективности расходов зачастую даже не формулируются.

Между тем, например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании финансовый план, рассчитанный на несколько лет, используется главным образом для усиления прозрачности и эффективности распределения бюджетных денег. А в Германии - для достижения стратегических целей налоговой политики. Но и там, и там главный результат МБП – финансовая стабильность.

Интересно, что во многих странах многолетний бюджет является «плавающим» – одновременно с бюджетом на следующий год в парламенты на утверждение направляются расчеты на последующие годы (как правило, это 3-5 лет). Скажем, если в этом году будет принят бюджет на 2008-2010 годы, то в следующем – на 2009-2011 годы. Это позволяет корректировать бюджет с учетом изменений. Такое планирование довольно эффективно, поскольку гарантирует бюджетополучателям стабильность и реализуемость их долгосрочных программ.

Прогнозы на несколько лет вперед – тонкая материя, особенно в том, что касается будущих доходов. Министерство финансов Австрии, к примеру, готовит ряд среднесрочных оценок доходов, но они ежегодно корректируются. А в Германии прогнозные оценки доходов, закладываемые в многолетний бюджет, обновляются ежеквартально. Точность здесь важна. Например, в Австралии и Новой Зеландии многолетние прогнозы доходов сравниваются с многолетними оценками расходов. Это позволяет заранее обнаружить угрозу нехватки доходных поступлений в будущем. Поэтому почти во всех странах показатели МБП обязательно обновляются в ходе формирования годового бюджета, чтобы представляемый в парламент многолетний бюджет основывался на самых последних данных.

В основном, позитивно, настроены к МБП и россияне. По одному из опросов, около 29 процентов наших соотечественников полагают, что «трехлетка» позволит понять, куда мы движемся в среднесрочной перспективе. Любопытно, что почти 32 процента рассматривают «трехлетку» лишь как первый шаг к полноценной стратегии страны на 15-20 лет вперед. И, наконец, последняя весьма важная цифра – около 19 процентов опрошенных пока не видят, как среднесрочное планирование отразится на экономике и жизни людей. Очевидно, что успех трехлетнего плана как раз и будет определяться изменением позиции именно этих «недоверчивых» граждан.

По сообщениям минфина РФ.


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет

Реклама