Об этом порассуждал ведущий идеолог ростовского велодвижения Дмитрий Гусев
В Ростове 28 мая состоится первый велопарад. Накануне мероприятие перспективы развития велосипедного движения в донской столице обсудили в Свободном пространстве «Циферблат» с участием признанного идеолога велодвижения, основателя ростовской сети велопроката Дмитрия Гусева.
По словам Гусева, велопарад - не единственная акция, которая проводится в целях популяризации велосипеда. Есть и другие. К примеру, «На работу на велосипеде». Эту акцию особенно активно поддержала в текущем году администрация Ростова. Возможно, потому, что на двухколесного друга в отличие от своего предшественника Сергея Горбаня охотно сел нынешний градоначальник Виталий Кушнарев.
Однако стоит отметить, что из-за того, что чиновники не ездят по городу на велосипедах каждый день, у них нет настоящего понимания того, насколько нужен городу велотранспорт и как с его помощью можно разгрузить забитую автомобильным транспортом донскую столицу, убрав многочисленные пробки на дорогах.
Но прежде, чем делать ставку на велосипед, необходимо сформировать полноценную инфраструктуру. А это - знаки, маршруты, велосипедные парковки, велотреки, мастерские и стойки саморемонта.
Немногочисленные велодорожки, созданные в городе, пока погоды не делают. Их ведь надо размещать не абы где, а там, где они смогут быть полезными большому количеству людей. Естественно, дорожки должны являться удобным путем следования к разным районам города.
Пока этого нет, ростовчане продолжат оставаться постоянными свидетелями конфликтов «пешеход-велосипедист», как это, например, происходит на улице Пушкинской. Здесь многие велосипедисты мчатся на двухколесном транспорте с большой скоростью, рискуя на кого-нибудь наехать. И если взрослые с большой вероятностью смогут уклониться от наезда велосипедиста, этого не скажешь о детях, которые способны в любой момент выскочить прямо под колеса несущемуся "во весь опор" велосипедисту.
Как отметил Гусев, скорость движения велосипедистов по городу можно ограничить соответствующими знаками. Но они - не панацея. В большей мере должна помочь массовая работа с "веломентальностью". Владельцам двухколесного транспорта необходимо на уровне подсознания внушить, что, передвигаясь по городу, они должны с уважением относится к пешим горожанам, а не смотреть на них свысока.
С другой стороны и пешеходы должны уважать велосипедистов, а не пытаться их демонстративно игнорировать.
"Нужно работать над тем, чтобы люди сживались на велодорожках. Если человек идет по велодорожке, значит он не воспринимает ее, как полосу, выделенную специально для велосипедистов. Если человек паркует на ней машину, значит он далек от велокультуры, да и культуры вообще", - поясняет идеолог велодвижения.
По подсчетам Гусева, отталкивающегося от объемов продаж, сегодня в Ростове может насчитываться до ста тысяч велосипедистов. Эта не очень много с учетом того, что кто-то из приобретших велосипед, не часто на нем ездит. В итоге рассчитывать на то, что количество перейдет в качество, то есть по мере роста велосипедного парка велокультура разовьется сама собой, не приходится. Надо прививать ее изподволь. Как это произошло в столицах европейских и других цивилизованных стран.
Так, Амстердам и Копенгаген, где большинство людей сегодня предпочитает велосипед, еще в недавнем прошлом были чрезвычайно автомобилизированными городами. Копенгаген в этом плане преобразился за 20 лет и сейчас может похвастаться топовыми показателями велодвижения, обладающего развитой и удобной инфраструктурой.
"Собственно, Россия тоже постепенно идет по этому пути. Многие в стране, в том числе - в Ростове, периодически пересаживаются на велосипед не только потому, что это классный, удобный и здоровый вид транспорта, но и потому, что это способствует бережливости", - подчеркивает Дмитрий Гусев. – "Велосипеду не нужен бензин. И он вполне способен заменить общественный транспорт. К тому же недорог в ремонте".
Дмитрий уверен, что в ближайшем будущем ростовчане дружно пересядут на велосипеды. Этому способствует и экономическая ситуация, и рост экологической культуры. А чтобы "велосипедная революция" приблизилась, требуется ни много, ни мала, как политическая воля городских властей. Естественно, подкрепленная бюджетными тратами на развитие соответствующей инфраструктуры.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.