Гениальность Михаила Миля состояла в том, что он всегда опережал свое время. И был не только конструктором, но и государственным человеком, стремящимся встроить вертолеты в народное хозяйство, как тогда говорили. Он не просто делал модельный ряд, а хотел, чтобы все винтокрылые машины, созданные им, служили людям. У каждого вертолета были определенные цели и задачи, поэтому разработанные им модели до сих пор остаются актуальными и пользуются огромной популярностью. На пресс-конференции с участием руководства вертолетных заводов и дочерей Миля был продемонстрирован уникальный рисунок изобретателя, предоставленный Надеждой Миль, директором музея имени Миля и президентом фонда, названного в честь ее знаменитого отца.
— После Великой Отечественной войны Михаил Леонтьевич выступил с проектом вертолета Ми-1, ставшего впоследствии первым серийным отечественным вертолетом, пригодным для практического использования, — поведала Надежда Миль.— Спустя небольшой период времени из конструкторского бюро под его руководством выплеснулись в мир остальные его модели. Всего под руководством М.Л. Миля создано девять базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. Отец всегда задумывался о том, как создать вертолетную индустрию. И данный рисунок, найденный нами в его письменном столе, подтверждает это. В центре наброска располагалась Москва, где находится головное предприятие, а вокруг — Ростов-на-Дону, Казань и другие города страны, которые сегодня также производят вертолеты и агрегаты для них.
Елена Миль, другая дочь знаменитого авиаконструктора, призналась, что очень счастлива дожить до 100-летнего юбилея отца. Она рассказала, что Михаил Миль родился в Иркутске, но учился в Новочеркасске, так что часть его жизни была неразрывно связана с Ростовской областью. В Ростове он, кстати, и встретил свою будущую жену, с которой у него было пятеро детей. Он очень любил свою семью, и в доме Миля всегда царили тепло и веселье.
— Отец много с нами занимался, учил нас музыке и рисованию, — вспоминает Елена Миль. — Но, к сожалению, детям его конструкторские способности не передались, никто из нас не пошел по его стопам. После войны у него осталось три дочери, двое других детей погибли. На нас особенно не давили, и мы выбрали те профессии, которые были нам ближе. Так что я — доктор биологических наук, Надежда — инженер, Татьяна, третья дочь, — инженер-строитель. Сейчас у Михаила Леонтьевича пятеро внуков, но у них также другие профессии. Михаил Миль всегда боролся за свои модели и говорил, что нужно отдать очень много сил, чтобы вертолет родился, жил и получил путь в жизнь. Поэтому нам очень приятно, что созданные им вертолеты носят имя Миля.
Кстати, на Ростовском вертолетном заводе Михаил Миль в свое время бывал не раз и дружил с Дмитрием Чумаченко, который в то время возглавлял предприятие. Ими и было организовано производство на заводе вертолетов. До этого, в середине 1950-х годов, предприятие переживало нелегкие времена. Самолеты, которые здесь выпускались для войны, уже не пользовались большим спросом, поэтому завод пытались загрузить выпуском сельскохозяйственной техники. Все изменилось волшебным образом, когда Чумаченко, приехав в Москву, услышал доклад Миля и решил организовать в Ростове-на-Дону производство вертолетов. Правда, тогда эта отрасль авиастроения считалась несерьезной, и один из чиновников даже назвал новый профиль завода просто смешным. Однако время показало, насколько верный путь выбрал директор предприятия благодаря прославленному авиаконструктору. Здесь Михаил бывал часто, не раз выступал с докладами, так что с донской столицей связана и личная, и профессиональная судьба конструктора.
Сегодня российские вертолеты марки «Ми» являются самыми массовыми гражданскими и военными вертолетами в мире. В настоящее время в различных регионах планеты их численность составляет более 7 тысяч единиц.
— Михаил Миль — создатель не только основных базовых типов техники, но и школы разработчиков, которой нет равных. Только четыре страны в мире смогли одолеть проблему разработки винтокрылого летательного аппарата и сегодня выпускают вертолеты: Россия, США, Франция и Италия, — напомнил исполнительный директор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля Михаил Короткевич. — Непростое это дело, и тем ярче талант Михаила Миля, практически каждая разработка которого нашла путевку в жизнь. Сегодня десятки тысяч единиц вертолетной техники эксплуатируются в более чем 80 странах мира, а поставки производятся в 40 государств. Теперь три серийных завода и ряд агрегатных предприятий выпускают нашу технику. Сегодня мы находимся на ключевом предприятии нашего вертолетостроительного холдинга, которое единственное в стране производит боевую вертолетную технику. А именно — вертолеты Ми-24, а также Ми-28, который в прошлом году завершил государственные испытания и был принят на вооружение. Кроме того, с конвейеров «Роствертола» сходит самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26, идея создания которого также принадлежит М.Л. Милю. Она была воплощена в жизнь его последователями уже после смерти выдающегося конструктора. Ми-26Т способен перевозить до 20 тонн груза внутри кабины или на внешней подвеске. Но мировым бестселлером по сей день является Ми-8, созданный более 40 лет и до сих пор обеспечивающий стабильный рост продаж российской вертолетной отрасли.
У вертолетостроения есть будущее, и, несмотря на сегодняшний кризис, довольно позитивное. Не так давно прошло заседание Военно-промышленной комиссии, где шел разговор о вертолетостроении. И, по заявлению заместителя председателя Правительства России Сергея Иванова, в текущем году в стране планируется выпустить 200 вертолетов. Это огромная цифра, особенно по сравнению с недавним прошлым, когда в этой отрасли в стране с 1990 и по 2003 годы был застой.
Генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь сообщил, что в 2010 году на предприятии планируется завершить испытания модернизированной версии самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26Т, которая будет иметь обозначение Ми-26Т2. Работа проводится совместно с Московским вертолетным заводом. До конца года ростовчане должны получить всю документацию, чтобы в следующем году этот вертолет создать, собрать и произвести летные испытания. Вертолет Ми-26Т2 уже участвует в тендере в Индии, демонстрировался для Алжира и других стран. В 2009 году на ОАО «Роствертол» было произведено 10 вертолетов Ми-28Н («Ночной охотник»), а в 2010 году запланировано выпустить еще 8 «Ночных охотников». Всего же, как отметил Борис Слюсарь, в Министерстве Обороны РФ к 30 декабря 2009 года будет около этих 30 вертолетов. Задача Ростовского вертолетного завода — довести производство «Ночного охотника» к 2015 году до 20 вертолетов в год.
Так что в настоящее время дело Михаила Миля живет и процветает, а его вертолетам по-прежнему практически нет равных. И юбилей великого конструктора вертолетная промышленность встречает на подъеме.
Полина Пустовойтова
Фото ОАО «Роствертол».
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.