Общество

Гениальность Миля проверена временем

Гениальность Миля проверена временем

22 ноября исполняется 100 лет со дня рождения легендарного авиаконструктора и одного из основателей отечественного вертолетостроения Михаила Миля. В рамках празднования юбилейной даты в Ростове-на-Дону прошли торжественные мероприятия, а на Ростовском вертолетном заводе побывали его дочери — Надежда и Елена Миль, которые поделились своими воспоминаниями о великом авиаконструкторе.

Гениальность Михаила Миля состояла в том, что он всегда опережал свое время. И был не только конструктором, но и государственным человеком, стремящимся встроить вертолеты в народное хозяйство, как тогда говорили. Он не просто делал модельный ряд, а хотел, чтобы все винтокрылые машины, созданные им, служили людям. У каждого вертолета были определенные цели и задачи, поэтому разработанные им модели до сих пор остаются актуальными и пользуются огромной популярностью. На пресс-конференции с участием руководства вертолетных заводов и дочерей Миля был продемонстрирован уникальный рисунок изобретателя, предоставленный Надеждой Миль, директором музея имени Миля и президентом фонда, названного в честь ее знаменитого отца.

— После Великой Отечественной войны Михаил Леонтьевич выступил с проектом вертолета Ми-1, ставшего впоследствии первым серийным отечественным вертолетом, пригодным для практического использования, — поведала Надежда Миль.— Спустя небольшой период времени из конструкторского бюро под его руководством выплеснулись в мир остальные его модели. Всего под руководством М.Л. Миля создано девять базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. Отец всегда задумывался о том, как создать вертолетную индустрию. И данный рисунок, найденный нами в его письменном столе, подтверждает это. В центре наброска располагалась Москва, где находится головное предприятие, а вокруг — Ростов-на-Дону, Казань и другие города страны, которые сегодня также производят вертолеты и агрегаты для них.

Елена Миль, другая дочь знаменитого авиаконструктора, призналась, что очень счастлива дожить до 100-летнего юбилея отца. Она рассказала, что Михаил Миль родился в Иркутске, но учился в Новочеркасске, так что часть его жизни была неразрывно связана с Ростовской областью. В Ростове он, кстати, и встретил свою будущую жену, с которой у него было пятеро детей. Он очень любил свою семью, и в доме Миля всегда царили тепло и веселье.

— Отец много с нами занимался, учил нас музыке и рисованию, — вспоминает Елена Миль. — Но, к сожалению, детям его конструкторские способности не передались, никто из нас не пошел по его стопам. После войны у него осталось три дочери, двое других детей погибли. На нас особенно не давили, и мы выбрали те профессии, которые были нам ближе. Так что я — доктор биологических наук, Надежда — инженер, Татьяна, третья дочь, — инженер-строитель. Сейчас у Михаила Леонтьевича пятеро внуков, но у них также другие профессии. Михаил Миль всегда боролся за свои модели и говорил, что нужно отдать очень много сил, чтобы вертолет родился, жил и получил путь в жизнь. Поэтому нам очень приятно, что созданные им вертолеты носят имя Миля.

Кстати, на Ростовском вертолетном заводе Михаил Миль в свое время бывал не раз и дружил с Дмитрием Чумаченко, который в то время возглавлял предприятие. Ими и было организовано производство на заводе вертолетов. До этого, в середине 1950-х годов, предприятие переживало нелегкие времена. Самолеты, которые здесь выпускались для войны, уже не пользовались большим спросом, поэтому завод пытались загрузить выпуском сельскохозяйственной техники. Все изменилось волшебным образом, когда Чумаченко, приехав в Москву, услышал доклад Миля и решил организовать в Ростове-на-Дону производство вертолетов. Правда, тогда эта отрасль авиастроения считалась несерьезной, и один из чиновников даже назвал новый профиль завода просто смешным. Однако время показало, насколько верный путь выбрал директор предприятия благодаря прославленному авиаконструктору. Здесь Михаил бывал часто, не раз выступал с докладами, так что с донской столицей связана и личная, и профессиональная судьба конструктора.

Сегодня российские вертолеты марки «Ми» являются самыми массовыми гражданскими и военными вертолетами в мире. В настоящее время в различных регионах планеты их численность составляет более 7 тысяч единиц.

— Михаил Миль — создатель не только основных базовых типов техники, но и школы разработчиков, которой нет равных. Только четыре страны в мире смогли одолеть проблему разработки винтокрылого летательного аппарата и сегодня выпускают вертолеты: Россия, США, Франция и Италия, — напомнил исполнительный директор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля Михаил Короткевич. — Непростое это дело, и тем ярче талант Михаила Миля, практически каждая разработка которого нашла путевку в жизнь. Сегодня десятки тысяч единиц вертолетной техники эксплуатируются в более чем 80 странах мира, а поставки производятся в 40 государств. Теперь три серийных завода и ряд агрегатных предприятий выпускают нашу технику. Сегодня мы находимся на ключевом предприятии нашего вертолетостроительного холдинга, которое единственное в стране производит боевую вертолетную технику. А именно — вертолеты Ми-24, а также Ми-28, который в прошлом году завершил государственные испытания и был принят на вооружение. Кроме того, с конвейеров «Роствертола» сходит самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26, идея создания которого также принадлежит М.Л. Милю. Она была воплощена в жизнь его последователями уже после смерти выдающегося конструктора. Ми-26Т способен перевозить до 20 тонн груза внутри кабины или на внешней подвеске. Но мировым бестселлером по сей день является Ми-8, созданный более 40 лет и до сих пор обеспечивающий стабильный рост продаж российской вертолетной отрасли.

У вертолетостроения есть будущее, и, несмотря на сегодняшний кризис, довольно позитивное. Не так давно прошло заседание Военно-промышленной комиссии, где шел разговор о вертолетостроении. И, по заявлению заместителя председателя Правительства России Сергея Иванова, в текущем году в стране планируется выпустить 200 вертолетов. Это огромная цифра, особенно по сравнению с недавним прошлым, когда в этой отрасли в стране с 1990 и по 2003 годы был застой.

Генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь сообщил, что в 2010 году на предприятии планируется завершить испытания модернизированной версии самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26Т, которая будет иметь обозначение Ми-26Т2. Работа проводится совместно с Московским вертолетным заводом. До конца года ростовчане должны получить всю документацию, чтобы в следующем году этот вертолет создать, собрать и произвести летные испытания. Вертолет Ми-26Т2 уже участвует в тендере в Индии, демонстрировался для Алжира и других стран. В 2009 году на ОАО «Роствертол» было произведено 10 вертолетов Ми-28Н («Ночной охотник»), а в 2010 году запланировано выпустить еще 8 «Ночных охотников». Всего же, как отметил Борис Слюсарь, в Министерстве Обороны РФ к 30 декабря 2009 года будет около этих 30 вертолетов. Задача Ростовского вертолетного завода — довести производство «Ночного охотника» к 2015 году до 20 вертолетов в год.

Так что в настоящее время дело Михаила Миля живет и процветает, а его вертолетам по-прежнему практически нет равных. И юбилей великого конструктора вертолетная промышленность встречает на подъеме.

Полина Пустовойтова

Фото ОАО «Роствертол».


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Ростовчане возмущены новыми веяниями в цирке
Ростовчане возмущены новыми веяниями в цирке
Ростовчанка Мария Ковалева в популярной ростовской группе в социальных сетях пост про ростовский цирк. "Для
Издательство "Молот" в Ростове продали за 447 млн. рублей
Издательство "Молот" в Ростове продали за 447 млн. рублей
5 ноября в на аукционе в Москве был продан за 447 млн. рублей газетно-издательский комплекс "Молот". Новым владельцем
В Ростове подвели итоги конкурса среди журналистов имени профессора ЮФУ Владислава Смирнова
В Ростове подвели итоги конкурса среди журналистов имени профессора ЮФУ Владислава Смирнова
5 декабря 2016 года в ростовском Доме журналистов оглашены итоги конкурса для журналистов имени профессора ЮФУ
Житель Таганрога изобрел первую инвалидную коляску для  дайвинга (видео)
Житель Таганрога изобрел первую инвалидную коляску для дайвинга (видео)
Житель Таганрога Игорь Скикевич изобрел "Самоходную подводную инвалидную коляску Барракудда 1". О необходимости
Реклама