Предприниматель и экономист Ринат Бачурин, ранее неоднократно выступавший с инициативой передачи метрополитенов в частные руки, написал открытое письмо губернатору Голубеву. В документе он подсчитал экономическую целесообразность строительства в Ростове частного наземного метро.
Бачурин подсчитал, что для решения транспортной проблемы в Ростове-на-Дону и Ростовской области требуется построить в короткий срок от 40 км линий метро. При этом в федеральном, региональном и городском бюджетах нет денег на строительство метро в Ростове-на-Дону и Ростовской агломерации в необходимом объеме. А вот потребность в строительстве метро огромная - считает автор инициативы, поскольку существующие виды транспорта в городе не справляются с перевозкой пассажиров.
- Ориентируясь по цифрам обеспеченности линиями метро на города развитых стран мира (Лондон, Нью-Йорк и др.) с учетом населенности города следует иметь в Ростове-на-Дону от 50 км до 150 км линий. Для минимальной потребности, если ориентироваться на количество жителей в Ростове-на-Дону, то нужно построить хотя бы 20 км линий метро. Еще лучше будет построить в городе 40 км линий и для области от 80 км для связи с городами агломерации: Азовом, Батайском, Новочеркасском, а также с Таганрогом, Шахтами и другими, - приводит свои подсчеты Ринат Бачурин.
В бюджете таких денег просто нет. Автор письма подсчитал, что до последнего времени затраты на строительство линий подземного метрополитена в России составляли в среднем около 5 млрд рублей на 1 км линий. Сейчас строительные затраты на 1 км тоннелей подземного метрополитена увеличились в 2-3 раза.
Чтобы построить минимальную протяженность подземного метрополитена в 10 км, следует потратить от 50 млрд рублей. При этом следует учесть, что годовой бюджет Ростова-на-Дону не более 35 млрд рублей, а Ростовской области - 180 млрд рублей.
- Даже московский метрополитен строится только за счет бюджета Москвы без участия федерального бюджета. Бюджет Москвы превышает бюджет Ростова-на-Дону более, чем в 50 раз, а бюджет Ростовской области - в 10 раз. Размеры столичного бюджета позволяют выделять мэрии на строительство метрополитена огромные суммы. Таких трат Ростовская область и Ростов-на-Дону не могут себе позволить. Дефицит городского и регионального бюджетов достигает существенных сумм.
Ростову-на-Дону следует решать транспортную проблему за счет частного сектора, то есть метро должно строиться за счет частных инвестиций и находиться в частной собственности. В связи с длительными сроками окупаемости строительства метрополитена финансирование должно происходить с помощью привлечения акционерного капитала путем создания публичного акционерного общества (ПАО) и продажи акций всем желающим, - считает Бачурин.
Кроме того, он предлагает сократить затраты на строительство в 20 раз, построив вместо подземного надземное метро.
- Оно не потребует государственных дотаций и субсидий за время своего существования. Низкие затраты позволят перевозить жителей города по минимальным тарифам. Надземное метро можно строить быстрым темпом. За несколько лет возможно решить транспортную проблему в Ростове-на-Дону. При этом без привлечения государственных средств. Создание параллельной транспортной системы (массового скоростного внеуличного транспорта) в виде частного надземного метро позволит снизит загруженность государственного транспорта и сократить затраты городского бюджета на его содержание, а также снизить нагрузку на коммерческий транспорт. Частный надземный метрополитен будет приносить налоговые доходы в государственную казну, - привел дополнительные аргументы автор открытого письма.