Вчерашний пост в соцсетях, а позднее и ряд публикаций в сми о вышедшей на рейс ржавой маршрутке подстегнул редакцию "Панорамы" сделать более подробный материал о промежуточных результатах транспортной реформы. Цель - получить ответ на единственный, поддержанный ростовчанами вопрос: за что боролись в ходе транспортной реформы и что получили?
Проверять итоги на месте корреспонденты "Панорамы" отправились на один из самых оживленных маршрутов - у ТРЦ "Горизонт". Признаемся честно, что в "транспортный дозор" мы вышли не в час пик, поэтому оценить удобство, комфорт и регулярность хождения автобусов в этот период вряд ли сможем. Через остановку, выбранную для эксперимента, ростовчане едут в центр города с Темерника, Стартовой, Орбитальной.
Перемены к лучшему есть
В районе 10 часов дня дожидаться любого из маршрутов пассажирам пришлось бы не более 10 минут, и это первый плюс реформы. Вторая приятная перемена, которую невозможно игнорировать, - обновленный транспорт, который не дымит, не коптит, приветливо светит электронными табло и оборудован средствами для перевозки людей с ограниченными возможностями - об этом оповещает специальный значок на бортах автобуса. Среди автобусов большой вместимости, заруливших на остановку в течение почти двух часов журналистского дежурства, - таких большинство. Быстро привыкшие к хорошему ростовчане, стоящие на остановке, признались, что ради поездки в таком автобусе частенько стали пропускать нужную маршрутку - очевидно, что комфорт для людей часто бывает важнее скорости. Все знают, что поездки в сторону Северного и на Темерник занимают немало времени, поэтому лучше подождать лишние пять минут автобус, чтобы потом час-полтора ехать в чистом и теплом салоне.
Чемпионы по ржавчине
Тех самых ржавых маршруток, до которых не добрались руки у транспортной реформы, на дорогах Ростова все еще пруд пруди, разве что такого откровенного безобразия, как заклеенное полиэтиленом окно, нам не встретилось. С этой точки зрения транспортной реформе есть куда развернуться, это совершенно очевидно. Поэтому вся критика, обрушившаяся на авторов транспортной революции от пассажиров ржавой маршрутки №85, вполне справедлива.
Ростовчане почти привыкли к ржавым маршруткам
Фразу "Непонятно, ради чего мы терпели транспортную реформу, если по дорогам города продолжает ездить такое", вполне можно применить к маршруту №90. Ржавые бока и лысая резина на колесах - вполне привычное зрелище для этого маршрута. Накануне читатели "Панорамы" отметили, что маршруты №№ 91 и 113 тоже не коснулась реформа, на линии работают такие же "гнилые корыта".
Но если в разговоре от маршрутках ростовчане все еще остаются снисходительными, то с автобусов большой вместимости, ради прихода которых и затевалась транспортная реформа, - особый спрос. Но оказалось, что и здесь без ложки, да не одной, дегтя, не обошлось.
Автобусы с маршрута №90 - чемпионы по ржавчине
Откровенным старьем продолжает удивлять пассажиров маршрут №90, на котором автоколонна 1559 выпускает в рейсы разнокалиберные "Мерседесы" не первой и даже не второй свежести. Напомним, маршрут был разыгран на конкурсе 2015 года, поэтому перемен здесь не приходится ждать до 2021 года, когда закончится контракт.
Автобусы, которые мы ждали (слева) и которые получили (справа). Под яркими наклейками автобусов маршрута 33 скрываются старые автобусы
А вот у автобусов №33, которые возят пассажиров с Главного автовокзала на Темерник, контракт только начался. Вот только при внимательном рассмотрении выясняется, что из нового в автобусах - только краска, которой старательно замазали ржавчину, и свежие наклейки с информацией о способах оплаты для пассажиров. Да, автобусы приятно выделяются среди общей массы крупными надписями на борту Ростов Дон, но явно не ради них затевалась реформа.
Среди требований, которые выдвигались к участникам аукциона, определившего перевозчика на это маршрут, есть и наличие электронного табло, и наличие транспортных средств, оборудованных пандусом для облегчения заезда инвалидных кресел, и наличие кондиционеров и системы замера температуры воздуха в салоне.
Под свежей краской не скроешь дыры и недоступные для инвалидных колясок ступени
Так вот ни на одном из вышедших на рейс автобусов не оказалось ни табло, ни знаков о том, что транспорт оборудован приспособлениями для людей с ограниченными возможностями. И причина этого одна - под яркими и патриотичными наклейками на бортах скрывается та самая ржавчина, которую и должна была победить транспортная реформа.
Удивительно другое - если пассажиры могут по незнанию не заметить такую подмену, а кое-где и просто обрадоваться тому, что вместо маловместительных маршруток наконец стали доступны автобусы большой вместимости, то почему такой маскарад устроил ростовские власти? Кто ответит за то, что эти явно не соответствующие требованиям аукциона автобусы проехали мимо реформы и получили право благополучно кататься по городским улицам еще пять лет? За это боролись ростовчане?
Не могут или не хотят?
На самом деле контролировать условия аукциона - не только право, но и обязанность городского дептранса. Аукцион, на котором АТП-3 выиграло право на перевозки по 33 маршруту, завершился уже в феврале. И компания была не единственным участником торгов. Почему победитель начал работу с транспортом, не соответствующим условиям закупки, - большой вопрос. Из которого вытекает еще один - по какой причине в ситуацию не вмешиваются власти: не могут или не хотят? Почему вероятное обновление транспорта на маршруте №33 - предмет обсуждения в транспортных пабликах, а не открытого разговора с горожанами, которые в конце концов и своего кармана и оплатили эту реформу? Наконец, почему дептранс закрыл глаза на явное невыполнение контракта этим перевозчиком и не стал расторгать контракт при наличии другого претендента?
А пока мы не получим ответ на эти вопросы, остается только иронизировать, как и разуверившиеся в транспортной реформе читатели: "Все будет хорошо, тяжело первые сто лет".