Тайный Ростов

Долгая дорога в небо

Долгая дорога в небо

В 1950 году в Ростове двумя глухонемыми авиаконструкторами-самоучками был построен самолет, который, несмотря ни на что, оторвался от земли

Ростовские мальчишки Эдуард Зелик и Георгий Шилов познакомились сразу после войны в школе, где обучались глухонемые дети. Мальчишек сблизило одно увлечение. Оба буквально болели небом. Но обоим из-за врожденного недуга путь в небо был заказан. Однако наперекор судьбе мальчишки стали летчиками. Их история — первый зафиксированный в летописи авиации случай, когда самолет не только построили два глухонемых конструктора - самоучки без специального образования, но и поднялись на нем в небо. Идея построить самолет и взлететь на нем появилась у ребят в 1947 году. Прекрасно понимая, что глухонемой летчик — это нонсенс, и ни одно училище, ни один авиаклуб не примут их на обучение, пацаны решили от идеи летать все-таки не отказываться, а пойти своим путем – построить собственный (сейчас сказали бы — частный) самолет и покорить на нем небо.

Запасаясь теорией

Первым шагом на пути к мечте стало изучение специальной литературы. Естественно, что таких спецпредметов, аэродинамика или сопромат, в школе не преподавали, и ребятам приходилось все свободное время проводить в библиотеках. Изучая литературу по авиации, они делали конспекты книг, выписывая самое нужное, самое важное для их дела. Идея постройки настоящего большого самолета увлекла их полностью. Они мастерили модели, делали расчеты и вычисления, учились искусству черчения по инженерным стандартам. По окончании 8-го класса друзья поступают работать на завод «Красный металлист». Именно работа на заводе помогла им получить опыт сборки и работы с различными инструментами. В 1949 г. друзья поняли, что пришло время приступать к строительству крылатой машины.

«Сборочный цех» организовали во дворе дома, где жил Эдик. Сначала молодые изобретатели изготовили фюзеляж, затем крылья и хвостовое оснащение. Теперь перед ними стал главный вопрос: где взять двигатель для самолета. Такие вещи в магазине не купишь, да даже, если бы они и продавались, денег на покупку у мальчишек все равно не было. Но отсутствие мотора — не повод опускать руки, и ребята стали искать его на свалках. После долгих поисков Эдуарду и Георгию удалось раздобыть где-то на городской свалке давно отслуживший свой век мотор от самолета ПО-2. Много времени ребята провозились с ним, и, наконец, двигатель ожил. После того, как ребята перебрали его и смазали, вычистили, подобрали новые вместо полностью испорченных деталей, мотор буквально засиял на солнце, словно только что сошел с конвейера.

Первый блин испортил чиновник ДОСААФ

Самолетом заинтересовались в областном комитете Всесоюзного добровольного общества содействия авиации, армии и флоту (ДОСААФ). Но найдя в крылатой самоделке целый ряд конструктивных ошибок, что в общем-то было не удивительно, и учитывая отсутствие спецобразования у авиаконструкторов, ДОСААФ к молодым конструкторам интерес потеряло. После первой неудачи Эдик и Георгий не впали в отчаяние. Напротив они стали еще с большим рвением изучать спецлитературу. К тому же их работа заинтересовала коллег, и вскоре к ним присоединилось еще несколько молодых конструкторов. Несколько раз теперь уже бригада самолетостроителей обращалась в Ростовский областной совет ДОСААФ, однако его председатель Юрченко только отмахивался от назойливых посетителей.

А тем временем каждый вечер после работы ребята собирались во дворе и работа кипела. В итоге самолет был заново построен. Это был самый настоящий самолет с отведенными чуть назад крыльями, рабочей «звездочкой» двигателя, удобной пилотской кабиной. Назвали его «Валерий Чкалов». Казалось, дело сделано, но теперь перед энтузиастами встал вопрос: где испытывать летательный аппарат. Обращаться в ДОСААФ не хотелось, но другого выхода не было. Опасение юношей подтвердилось. Даже не видя самолета, а только мельком просмотрев чертежи, авторитетные авиаторы заявили, что самолет сконструирован безграмотно и, только взлетев, сразу рухнет на землю.Разочаровавшись в чиновниках, ребята решили за помощью больше ни к кому не обращаться.

Дорога в небо

В ночь на 5 августа 1950 года разобранный по частям самолет «Валерий Чкалов» был перевезен через Дон. Там в поле на левом берегу его собирали два дня. Вечером 6 августа двигатель, найденный на свалке, взревел и самолет начал разбег. Георгий и Эдуард, ранее нигде не обучавшиеся управлять крылатой машиной, летели над степью. И это опять был первый случай в истории авиации, когда самолет был поднят в воздух глухонемыми пилотами. Экспериментальный полет длился 10 минут. Самолет набрал высоту 600 метров. Через два дня самолет вновь совершил 10 минутный полет. Машина хорошо вела себя в воздухе, была легкоуправляема, мотор и приборы работали исправно. Радости летчиков-самоучек не было предела. Теперь-то они смогут добиться организации в городе любительского кружка авиадела. Но, увы, чиновник Юрченко оставался непреклонен. В уставе общества содействия авиации не сказано о том, что оно должно организовывать кружки любителей, поэтому такого в принципе быть не должно.

Но и тут ребята не сдались. Получив в конце лета отпуск на заводе, они, прихватив чертежи, отправились в Москву в газету «Комсомольская правда». Там их приняли и направили в Центральный комитет ДОСААФ. Весть о любителях облетела весь ЦК. На конструкторов-самоучек пришли посмотреть прославленные летчики, герои войны. От обилия золотых звезд на груди и погонах у ребят пестрело в глазах. Рассматривая фотографию самолета, изучая чертежи и расчеты, инженеры, летчики, техники аэроклуба в Тушино удивлялись, как смогли эти двое простых работяг с завода не только построить действующий самолет, но и самостоятельно подняться на нем в воздух. Эту историю вполне можно отнести к разряду вымыслов, если бы не некоторые свидетельства: воспоминания работников аэроклуба в Тушино, заметка в «Комсомольской правде», и единственное сохранившееся фото самолета «Валерий Чкалов», на фоне которого стоят его создатели, доказавшие в очередной раз старую истину, что в жизни ничего невозможно нет.

КОНСТРУКЦИЯ

Самолет «Валерий Чкалов» был двухместным. Имел двигатель М-11 и стандартный воздушный винт. Самолет этот относился к расчалочным высокопланам. Крыло снизу имело три расчалки, а сверху над фюзеляжем была установлена стойка, состоящая из четырех труб, к которой крепились верхние расчалки крыла. Для начинающих авиаконструкторов создание такого самолета было выдающимся достижением.

ИЗОБРЕТЕНИЕ

Кроме самолета Эдуард Зелик построил аэросани, катер и два легковых автомобиля, один из которых служил особенно долго. Был даже сделан вертолет собственной конструкции.

Алексей ОПРЫШКО ИД «Провинция» «Газета Дона»


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

В Ростове на «дьявольском перекрестке» кто-то покорежил  светофор
В Ростове на «дьявольском перекрестке» кто-то покорежил светофор
В Ростове в микрорайоне Мясникован на пересечении улиц Армянской и Атарбекова неизвестные сломали светофор. И вроде бы
Реклама