Тайный Ростов

Исполнилось 20 лет с тех пор, как Ростове прекратили выпуск музыкальных инструментов

Исполнилось 20 лет с тех пор, как Ростове прекратили выпуск музыкальных инструментов

Но до сих пор их любят и помнят

Как бы то ни было, пианино «Ростов-Дон» в любых доступных модификациях существует и даже продается. Но нет уже ростовской баянной фабрики вкупе с фабрикой клавишных инструментов, которые отвечали за выпуск уникальных музыкальных инструментов в масштабе всего СССР. В историческом наследстве этих производств остались и пианино, и (в полном соответствии с историческим названием) шикарные баяны,  и первые советские электрогитары.

«На сайте любителей советских гитар прочитал такую фразу: "Электрогитара «Тоника» должна быть у каждого советского гитарного коллекционера", - пишет один из посетителей ростовского городского интернет-форума. - Я, наверное, не являюсь коллекционером на все 100%, но гитара такая у меня появилась».

Некоторые пояснения для тех, кто чётко знает, чем отличается «Ibanez – RGD320Z WH» от «Ibanez – ART120 WH», но слабо представляет, что такое «Тоника».

Согласно "Википедии": тоника или тоническое трезвучие - самый устойчивый аккорд лада. Гитара с таким названием стала самой знаковой электрогитарой в Советском Союзе. Рождена она была из идей ленинградской гитары «Ритм-соло», по отзывам специалистов - очень хорошей гитары для своего времени. Сначала её стали выпускать на свердловской фирме клавишных инструментов «Урал», потом производство расширили на мощностях фабрик в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе (Владикавказ).

Немного истории. Ростов всегда считался крупнейшим производителем музыкальных инструментов на юге России. Еще до революции здесь располагалась известная в Европе фабрика муз. инструментов «Наследники Л. Г. Адлер». Кроме фортепианного производства на территории Нахичевани (ныне - Пролетарский район Ростова) изготавливались уникальные органы-оркестрионы. Таких мастерских было три — Стененко, Сулименко и Софронова. Иван Иванович Стененко кроме органов выпускал шарманки, которые в отличие от иностранных, воспроизводили не 8-9 мелодий, а 22, притом в авторской обработке.

Революция и гражданская война это всё, конечно, порушили, но характерно, что уже в 1921 году в Ростове открывается небольшая музыкальная мастерская по ремонту балалаек, мандолин и гитар со штатом из 10 мастеров. Через три года мастерская была преобразована в музыкальный комбинат, который к 1930 году освоил выпуск баянов. Удивительно, но и пианинно-фортепианное производство в городе возобновилось сразу после Великой Отечественной войны уже в 1946 году. Еще всё было в руинах, а на площадях химической фабрики, которая выпускала бытовую синьку и еще что-то садово-огородное, основали Ростовскую фабрику клавишных инструментов. Видимо, тогда культура считалась важнее садово-хозяйственного быта.

Позже, в 70-х годах, баянная фабрика стала делать электрогитары «Тоника» и «Аэлита», а фабрика клавишных инструментов «Аэлиты» и «Стеллы». Самое печальное во всей этой истории то, что если сразу после гражданской и отечественной войн фабрики и производства открывались, несмотря на голод и общую разруху, то в нынешней России и первая, и вторая фабрики оказались не нужны. На баянной стали ремонтировать деревянную тару, клавишную раздербанили под склады, а в красивейшем здании бывшего административного комбината обосновались какие-то офисы.

Тем не менее музыкальные инструменты, выпущенные ростовскими промышленными производствами, до сих пор востребованы и любимы. Будь это хоть пианино, хоть баяны, хоть уникальные советские электрогитары.

Ефрем Панасюк


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

В Ростове на «дьявольском перекрестке» кто-то покорежил  светофор
В Ростове на «дьявольском перекрестке» кто-то покорежил светофор
В Ростове в микрорайоне Мясникован на пересечении улиц Армянской и Атарбекова неизвестные сломали светофор. И вроде бы
Реклама