Тайный Ростов

Как начиналась борьба на Дону

Как начиналась борьба на Дону

У наших атлетов не было трико для занятий спортивной борьбой, но они побеждали, выходя на ковер просто в трусах

При советской власти первые спортивные борцовские клубы в донской столице стали появляться в начале 20-х годов.

«В клубах мы буквально проводили все свободное время, — вспоминал Виктор Соколов в начале 20-х годов — рабочий маслобойного завода «Коммунар», а впоследствии заслуженный мастер спорта СССР. – Приходили не только тренироваться, но и узнать последние новости, послушать рассказы о спорте».

Неизвестно, как бы повернулась спортивная история Дона, если бы не появление в Ростове Александра Эберга, которого после окончания Главной военной школы направили на Дон организовывать спортивную работу. Дело в том, что французская борьба была включена в обязательную программу подготовки допризывной молодежи, и, естественно, ей отводилось пристальное внимание.

«То, чему учил нас Эберг, раскрывало увиденное нами ранее в цирке, — вспоминал Соколов. – Теперь мы сами постигали все тонкости и секреты различных приемов. В цирке, к примеру, громко звучало «тур де бра» или «тур детет» или еще что-то невероятно загадочное. На самом же деле «тур де бра» — это бросок за руку: прием хоть и коварный, но технически довольно простой. О ковре на первых порах и речи не было. Его заменила яма для прыжков, в которую засыпали опилки и песок».

Поздней осенью 1926 года на Ростовском вокзале сошел с прибывшего из столицы поезда высокий крепкий мужчина, манеры которого, одежда и акцент выдавали иностранца. Это был финский борец Август Андерсон. Андерсон был идейным коммунистом и за борьбу против финских властей был приговорен к смертной казни. Пришлось борцу бежать в СССР, которая и стала для него второй родиной. К этому времени Эберг несколько охладел к борьбе и, тренируя еще и боксеров, явно отдавал предпочтение работе на ринге. А вот Андерсон появился как раз вовремя.

С его подачи ростовских спортсменов пригласили на чемпионат страны, который прошел в 1926 году в Москве. Сборную Донского края представляли четыре спортсмена: Григорий Серганский, Леонид Краснеченко, впоследствии ставший ректором РИСХМа, Александр Медведев и Виктор Соколов.

«Никаких надежд на победу лично я не возлагал, — вспоминал Виктор.

– Настоящей-то борьбы и в глаза не видели, а о соперниках вообще ничего не знали».

В зале на Цветном бульваре, где проходило первенство страны, яблоку негде было упасть. Перед началом схваток произошел конфуз, который заставил обратить внимание на южан. На парад атлетов, предшествующий схваткам, ростовчане вышли в обычных трусах. У наших спортсменов попросту не оказалось трико— «борцовок». Но это не помешало Виктору Соколову стать первым ростовчанином — чемпионом страны по французской борьбе.

«Я посмотрел в прото-кол и ошалел, иначе и не скажешь, — впоследствии вспоминал заслуженный мастер спорта В. Соколовничья в последней схватке гарантировала мне первое место».

В подтверждение того, что все это было на самом деле, а не приснилось, — диплом чемпиона с подписью наркома Семашко.

А вскоре в Ростове прошли первые международные соревнования по борьбе. Несмотря на то, что немцы и финны выставили представителей рядовых заводских клубов, это были сильные борцы. Достаточно сказать, что среди приехавших был немец Горифишер – будущий олимпийский чемпион.

Ростов постепенно становился центром французской борьбы в стране. Потом ее назовут классической и позднее переименуют в греко-римскую, но это — уже другая история.

Алексей ОПРЫШКО

ИД "Провинция" "Газета Дона"

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет