Реклама

Выбор Дона

«Керченская Цусима» напомнит о себе летом

«Керченская Цусима» напомнит о себе летом

В издательстве Южного научного центра РАН вышел в свет препринт «Экосистемный мониторинг и оценка воздействия разливов нефтепродуктов в Керченском проливе. Аварии судов в ноябре 2007 года». Авторский коллектив возглавил академик РАН Геннадий Матишов. Уникальный труд стал результатом экологического мониторинга, который вели ученые ЮНЦ в зоне загрязнения. Насыщенный фотографиями, подробными схемами и картами,  препринт поможет в работе тем, от кого зависит решение возникших в результате ЧС проблем.

Аварии с танкерным флотом случались у российских берегов и прежде. Но разлив нефтепродуктов в Керченском проливе 11 ноября 2007 года стал самым масштабным. Здесь, а также вдоль черноморского побережья от Новороссийска до Севастополя в сильнейший шторм потерпели крушение 13 судов. Часть из них села на мель, три судна с грузом серы затонули. Один танкер разломился, и в воде оказалось до 1200 тонн мазута. Район бедствия был объявлен зоной чрезвычайной ситуации.

Уже через два дня после нее Председатель ЮНЦ РАН академик Г.Г. Матишов был в зоне катастрофы, оттуда и пришла команда в Ростов отрядить в нее комплексную научную экспедицию. Всего по февраль 2008 г. было поэтапно проведено 8 таких экспедиций. В них участвовали орнитологи, океанологи, гидрохимики, специалисты по планктону и бентосу и др. Сотрудники ЮНЦ присутствовали на всех заседаниях оперативного штаба по ликвидации аварийного разлива, отслеживали проводимые работы по очистке береговой зоны, обследовали районы складирования смеси песка, ракуши, водорослей и мазута, вывозимых с наиболее загрязненных участков, места захоронения погибших птиц.

По результатам этих работ была оперативно составлена карта развития аварийной ситуации и масштабов загрязнения береговой зоны пролива. Результаты исследований были доложены на рабочем совещании в МЧС РФ и легли в основу доклада главы Правительства РФ. Как оказалось, больше ни одно из научных учреждений, расположенных в бассейне Азовского моря и прилегающих районах Черного моря и занимающихся морской тематикой, не было привлечено к изучению и анализу данного ЧС.

Подобные исследования для ЮНЦ не стали новинкой. Его ученые на протяжении последних лет ведут комплексные исследования среды и биоты Азовского моря. Не забыты также Азовское, Черное и Каспийское моря, реки Волга и Дон, Цимлянское водохранилище, водная система Маныч-Чограй. Их воды бороздили научно-исследовательские суд ЮНЦ - «Денеб» и «Профессор Панов», оснащенные современным оборудованием.

В ходе экспедиций установлено: под действием ветра и течений мазут дрейфовал в направлении Азовского моря, часть его затонула. Значительную часть мазута вместе с морскими травами и водорослями выбросило на берег. При этом основное загрязнение пришлось на южные части косы и острова Тузла, косу Чушка. Там возникли даже небольшие озера и водоемы, частично заполненные мазутом и подернутые нефтяной пленкой.

Досталось и Таманскому полуострову, его скальные и каменистые берега, галечные пляжи и волноломы оказались под слоем мазута на протяжении десяти километров. За их очистку даже не принимались: нет эффективных технологий. Остается лишь ждать, что по мере потепления мазут будет смываться теплой водой, разрушаться под действием солнечных лучей, утилизироваться микроорганизмами.

Под серьезным ударом оказалась живая природа. Лишь изредка - при малом загрязнении и в первые дни - удается очистить птиц от мазута и спасти ее. Местные жители, егеря и охотоведы пытались сделать это, однако им не хватило специализированных знаний, средств и методик. Практически все птицы рано или поздно погибли, в том числе редкие и ценные виды - лебеди, фазаны, утки, чайки, кулики. По оценкам ЮНЦ, можно говорить о гибели 12 тысяч птиц. Во многом это случилось потому, что при ликвидации подобных аварий не предусмотрены меры по спасению птиц и других диких животных. Различные природоохранные организаций и международные фонды к данной ситуации оказались не готовы.

Анализируется и транспортный аспект проблемы. Констатируется, что российский порт «Кавказ» на косе Чушка не приспособлен для нарастающих объемов перевалки грузов. Его главная проблема - небольшие глубины. Он может принять суда дедвейтом не более 5 тыс. тонн. Причальный и перегрузочный комплексы порта находятся в самой узкой части пролива, что усиливает риски столкновения судов.

Да и сам Керченский пролив с точки зрения безопасности - не самое удачное место для перегрузки экологически опасных грузов. Здесь на стоянках может скапливаться свыше 100 судов. Большинство из них не приспособлено к сильным штормам и морально устарело. Ученые выступают за то, чтобы запретить перевалку грузов в акватории Керченского пролива и вести ее только в оборудованных портах.

Экспедиция ЮНЦ в феврале 2008 года показала: значительные участки берега в зоне ЧС по-прежнему представляют потенциальную угрозу окружающей среде. Много выброшенных на берег нефтепродуктов было погребено под слоем песка и ракуши в период осенних штормов. По мере весеннего прогрева воды и песчаных пляжей в акваторию пролива неминуемо начнут просачиваться тяжелые и легкие фракции нефтепродуктов. По всей вероятности, масштабное повторное загрязнение следует ожидать к началу лета, что может больно ударить по рекреационной инфраструктуре Краснодарского края.

Что делать в этой ситуации? Академик Геннадий Матишов считает:

- Необходима детальная съемка берегов и прибрежной зоны ЧС. Мы должны видеть, что проступает через песок, что поднимается со дна и куда эти остаточные явления будут распространяться. Я считаю, что утилизировать все это окончательно просто невозможно, да и очень дорого. Главное – мониторинг. Можно также надеяться, что биологическая самоочистка моря постепенно приведет к тому, что концентрация нефтепродуктов в экосистеме будет понижаться. Хотя мировой опыт показывает: на это уйдут годы.

Академик Матишов против того, чтобы излишне драматизировать эту проблему. Последствия ЧС скорее вызовут неудобства для отдыхающих в этом районе. А вот биоресурсы пострадали меньше всего. Дело в том, что рыбы в Азове почти не осталось из-за других причин - перелова, браконьерства.

Кто же должен осуществлять мониторинг? В ЮНЦ считают, что специалисты в данной области, причем независимо от их ведомственной принадлежности. Нужны независимые исследования, и без академической науки не обойтись, т.к. в этой ситуации она может оставаться на позициях объективности, вне влияния какого-либо «заинтересованного» ведомства. Правда, предложения срочно взяться за изучение последствий аварийного разлива нефтепродуктов в зоне ЧС пока не находят понимания. Ученые ЮНЦ продолжают заниматься этой проблемой, опираясь на свои ограниченные финансовые ресурсы и возможности. В препринте говорится:

«Суровый январь 2008 г. сковал не только Азовское море и Керченский пролив, но и заморозил восприятие остроты проблемы нефтяного загрязнения этого региона. Складывается впечатление, что только ученые ЮНЦ неустанно поднимают вопрос о необходимости организации комплексного мониторинга Керченского пролива и прилегающих районов Азовского и Черного морей».

Утверждается также, что если вопросы организации экосистемных исследований в ближайшее время не будут решены, то вся ответственность за последствия аварии должна лечь на руководство Минтранса РФ, МЧС РФ, Росприроднадзора РФ, Администрацию Краснодарского края. Отмечается, что бездействие данных ведомств в плане реальной оценки ущерба природе в зоне ЧС снижает эффективность переговоров с украинской стороной по вопросу компенсационных выплат.


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

В Ростовской области явка избирателей в единый день голосования - средняя
В Ростовской области явка избирателей в единый день голосования - средняя
Как сообщили в пресс-службе донского облизбиркома, общая явка избирателей по состоянию на 15:00 10 сентября составила
Реклама