Выбор Дона

«Керченская Цусима» напомнит о себе летом

«Керченская Цусима» напомнит о себе летом

В издательстве Южного научного центра РАН вышел в свет препринт «Экосистемный мониторинг и оценка воздействия разливов нефтепродуктов в Керченском проливе. Аварии судов в ноябре 2007 года». Авторский коллектив возглавил академик РАН Геннадий Матишов. Уникальный труд стал результатом экологического мониторинга, который вели ученые ЮНЦ в зоне загрязнения. Насыщенный фотографиями, подробными схемами и картами,  препринт поможет в работе тем, от кого зависит решение возникших в результате ЧС проблем.

Аварии с танкерным флотом случались у российских берегов и прежде. Но разлив нефтепродуктов в Керченском проливе 11 ноября 2007 года стал самым масштабным. Здесь, а также вдоль черноморского побережья от Новороссийска до Севастополя в сильнейший шторм потерпели крушение 13 судов. Часть из них села на мель, три судна с грузом серы затонули. Один танкер разломился, и в воде оказалось до 1200 тонн мазута. Район бедствия был объявлен зоной чрезвычайной ситуации.

Уже через два дня после нее Председатель ЮНЦ РАН академик Г.Г. Матишов был в зоне катастрофы, оттуда и пришла команда в Ростов отрядить в нее комплексную научную экспедицию. Всего по февраль 2008 г. было поэтапно проведено 8 таких экспедиций. В них участвовали орнитологи, океанологи, гидрохимики, специалисты по планктону и бентосу и др. Сотрудники ЮНЦ присутствовали на всех заседаниях оперативного штаба по ликвидации аварийного разлива, отслеживали проводимые работы по очистке береговой зоны, обследовали районы складирования смеси песка, ракуши, водорослей и мазута, вывозимых с наиболее загрязненных участков, места захоронения погибших птиц.

По результатам этих работ была оперативно составлена карта развития аварийной ситуации и масштабов загрязнения береговой зоны пролива. Результаты исследований были доложены на рабочем совещании в МЧС РФ и легли в основу доклада главы Правительства РФ. Как оказалось, больше ни одно из научных учреждений, расположенных в бассейне Азовского моря и прилегающих районах Черного моря и занимающихся морской тематикой, не было привлечено к изучению и анализу данного ЧС.

Подобные исследования для ЮНЦ не стали новинкой. Его ученые на протяжении последних лет ведут комплексные исследования среды и биоты Азовского моря. Не забыты также Азовское, Черное и Каспийское моря, реки Волга и Дон, Цимлянское водохранилище, водная система Маныч-Чограй. Их воды бороздили научно-исследовательские суд ЮНЦ - «Денеб» и «Профессор Панов», оснащенные современным оборудованием.

В ходе экспедиций установлено: под действием ветра и течений мазут дрейфовал в направлении Азовского моря, часть его затонула. Значительную часть мазута вместе с морскими травами и водорослями выбросило на берег. При этом основное загрязнение пришлось на южные части косы и острова Тузла, косу Чушка. Там возникли даже небольшие озера и водоемы, частично заполненные мазутом и подернутые нефтяной пленкой.

Досталось и Таманскому полуострову, его скальные и каменистые берега, галечные пляжи и волноломы оказались под слоем мазута на протяжении десяти километров. За их очистку даже не принимались: нет эффективных технологий. Остается лишь ждать, что по мере потепления мазут будет смываться теплой водой, разрушаться под действием солнечных лучей, утилизироваться микроорганизмами.

Под серьезным ударом оказалась живая природа. Лишь изредка - при малом загрязнении и в первые дни - удается очистить птиц от мазута и спасти ее. Местные жители, егеря и охотоведы пытались сделать это, однако им не хватило специализированных знаний, средств и методик. Практически все птицы рано или поздно погибли, в том числе редкие и ценные виды - лебеди, фазаны, утки, чайки, кулики. По оценкам ЮНЦ, можно говорить о гибели 12 тысяч птиц. Во многом это случилось потому, что при ликвидации подобных аварий не предусмотрены меры по спасению птиц и других диких животных. Различные природоохранные организаций и международные фонды к данной ситуации оказались не готовы.

Анализируется и транспортный аспект проблемы. Констатируется, что российский порт «Кавказ» на косе Чушка не приспособлен для нарастающих объемов перевалки грузов. Его главная проблема - небольшие глубины. Он может принять суда дедвейтом не более 5 тыс. тонн. Причальный и перегрузочный комплексы порта находятся в самой узкой части пролива, что усиливает риски столкновения судов.

Да и сам Керченский пролив с точки зрения безопасности - не самое удачное место для перегрузки экологически опасных грузов. Здесь на стоянках может скапливаться свыше 100 судов. Большинство из них не приспособлено к сильным штормам и морально устарело. Ученые выступают за то, чтобы запретить перевалку грузов в акватории Керченского пролива и вести ее только в оборудованных портах.

Экспедиция ЮНЦ в феврале 2008 года показала: значительные участки берега в зоне ЧС по-прежнему представляют потенциальную угрозу окружающей среде. Много выброшенных на берег нефтепродуктов было погребено под слоем песка и ракуши в период осенних штормов. По мере весеннего прогрева воды и песчаных пляжей в акваторию пролива неминуемо начнут просачиваться тяжелые и легкие фракции нефтепродуктов. По всей вероятности, масштабное повторное загрязнение следует ожидать к началу лета, что может больно ударить по рекреационной инфраструктуре Краснодарского края.

Что делать в этой ситуации? Академик Геннадий Матишов считает:

- Необходима детальная съемка берегов и прибрежной зоны ЧС. Мы должны видеть, что проступает через песок, что поднимается со дна и куда эти остаточные явления будут распространяться. Я считаю, что утилизировать все это окончательно просто невозможно, да и очень дорого. Главное – мониторинг. Можно также надеяться, что биологическая самоочистка моря постепенно приведет к тому, что концентрация нефтепродуктов в экосистеме будет понижаться. Хотя мировой опыт показывает: на это уйдут годы.

Академик Матишов против того, чтобы излишне драматизировать эту проблему. Последствия ЧС скорее вызовут неудобства для отдыхающих в этом районе. А вот биоресурсы пострадали меньше всего. Дело в том, что рыбы в Азове почти не осталось из-за других причин - перелова, браконьерства.

Кто же должен осуществлять мониторинг? В ЮНЦ считают, что специалисты в данной области, причем независимо от их ведомственной принадлежности. Нужны независимые исследования, и без академической науки не обойтись, т.к. в этой ситуации она может оставаться на позициях объективности, вне влияния какого-либо «заинтересованного» ведомства. Правда, предложения срочно взяться за изучение последствий аварийного разлива нефтепродуктов в зоне ЧС пока не находят понимания. Ученые ЮНЦ продолжают заниматься этой проблемой, опираясь на свои ограниченные финансовые ресурсы и возможности. В препринте говорится:

«Суровый январь 2008 г. сковал не только Азовское море и Керченский пролив, но и заморозил восприятие остроты проблемы нефтяного загрязнения этого региона. Складывается впечатление, что только ученые ЮНЦ неустанно поднимают вопрос о необходимости организации комплексного мониторинга Керченского пролива и прилегающих районов Азовского и Черного морей».

Утверждается также, что если вопросы организации экосистемных исследований в ближайшее время не будут решены, то вся ответственность за последствия аварии должна лечь на руководство Минтранса РФ, МЧС РФ, Росприроднадзора РФ, Администрацию Краснодарского края. Отмечается, что бездействие данных ведомств в плане реальной оценки ущерба природе в зоне ЧС снижает эффективность переговоров с украинской стороной по вопросу компенсационных выплат.


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет

Реклама