Выбор Дона

Выпускников все меньше – детсадовцев все больше Руководитель Краснодарского краевого департамента образования и науки Михаил Астапов оценивает тенденции

Выпускников все меньше – детсадовцев все больше Руководитель Краснодарского краевого департамента образования и науки Михаил Астапов оценивает тенденции

Сегодня наши школы в полной мере получили наследство 90-х – пустеющие классы. На Кубани намного меньше школьников, чем, скажем, 10 лет назад. Не потому, что они не пошли учиться – их просто нет – не нарожали в период затяжного кризиса. Отсюда много следствий. Во-первых, нет проблем с преподавательскими кадрами. Меньше учеников – меньше надо и учителей. И даже при мизерных учительских зарплатах не то, что дыр в штатном расписании нет, во многих школах даже нет вакансий. Во-вторых, если учащихся стало меньше, а денег у государства – больше, пора модернизировать систему образования. Что сейчас и начали делать.

Система образования во всех уровнях – и от этого никуда не деться – прочно увязана с экономикой. Обстоятельно рассказавший обо всем важном, что сегодня происходит во вверенной ему сфере, Михаил Астапов полностью подтвердил эту истину. Учебные заведения всех уровней неизбежно вынуждены откликаться на «злобу дня» – и в итоге растить и готовить будущих востребованных, как бы раньше сказали в народном хозяйстве, специалистов. Проблемы возникают когда образовательные учреждения не успевают за временем. В таком случае их должны «подгонять» власти.

Демография оказала влияние и на высшие учебные заведения. Михаил Астапов отметил:

– Конкурсы в высшие учебные заведения становятся меньше. По следующим причинам: количество учеников общеобразовательных школ из года в год сокращается. Так, в 2002 году у нас было 55 с половиной тысяч выпускников, сейчас же, в этом году – 40 тысяч вместе с «вечерниками» (выпускниками вечерних школ). Сокращение на 15 тысяч – очень существенное.

А вот мест в вузах меньше не стало. Более того, их количество даже несколько возросло. Причем не только по коммерческой форме обучения, но и на бюджетных. Из года в год шло последовательное увеличение количества бюджетных мест. Так, в 91-м году в крае было 10 тысяч бюджетных мест, а в прошлом году – более 12 тысяч. То есть реальные возможности поступить на бюджет в настоящее время гораздо большие, чем были раньше.

Причем исходя не только из этих двух цифр – ведь вдобавок количество выпускников сильно сократилось.

И вот Кубань столкнулась с интересным фактом: есть все шансы, что в этом году число поступивших в вузах превысит число выпускников. Ведь в 2006-м в высшие учебные заведения поступили более 41 тысячи человек. Судя по всему, и теперь поступит не меньше.

– Конечно, – сказал Михаил Астапов, – надо брать во внимание, что поступают не только выпускники нынешнего года. Но цифры достаточно символичные.

Действительно, символичные. Получается какое-то поголовное высшее образование. А как же уровень? Неужели все 40 с лишним тысяч учат как положено в настоящих вузах тому, что нужно?

Начальник департамента образования и науки на этот счет сказал:

– Необходимо отметить, что наметился определенный дисбаланс в подготовке кадров для хозяйственного комплекса края и страны в целом. На сегодняшний день по сведениям, которые дает Служба занятости, специалисты с высшим образованием требуются все реже и реже. Особенно это касается различного рода юридических и экономических специальностей. С другой стороны, растет потребность в квалифицированной рабочей силе. Подчеркиваю слово «квалифицированной». Речь идет о квалифицированных рабочих-строителях, о тех, кто работает в области коммуникаций, сервиса, туризма.

Изменяется структура потребностей – изменится и структура подготовки. В конечном счете поступить в вуз – не самоцель. Гораздо важнее определиться даже не с профессией – с работой. Если поступление в вуз не дает гарантии трудоустройства, зачем тогда поступать?

– В любом случае, – подчеркнул Астапов, – произойдет некоторое перераспределение. Уже теперь, я сужу по данным прошлого года, наиболее высококонкурсные специальности в Кубанском Госуниверситете – прикладная информатика (14 человек на место), геоэкология (более 10 на место), социально-культурный сервис и туризм. В аграрном университете – механизация сельского хозяйства, технология переработки сельхозпродукции, электрификация и модернизация сельского хозяйства, а также на строительные специальности.

А ведь еще пять-семь лет назад картина была совершенно другая. Ни инженерные, ни связанные с сервисом, туризмом специальности не были в числе популярных. В определенный момент ВУЗы, а вместе с ними и вся страна оказались в идиотической ситуации, когда конкурса на инженерные специальности вообще не было. По сути дела каждый, кто изъявлял желание, получив положительную отметку, автоматически поступал.

– Сейчас ситуация очень серьезно изменилась. И это признак оздоровления нашей экономики, тех динамичных изменений, которые происходят в крае и в промышленности, в сельском хозяйстве и в социальной сфере, – сказал Михаил Астапов и перешел к нацпроекту.

По его словам, ресурсы как органов управления образованием, так и образовательных учреждений сконцентрированы именно на этой государственной задаче. Край выдержал серьезный конкурс и оказался в числе 21 региона страны, где будет проведена комплексная модернизация региональной системы образования. Кроме того, Кубань наряду с Московской областью получила самый высокий грант 405 миллионов рублей на нынешний год. Деньги направят на улучшение учебной базы, на ремонт образовательных учреждений, на повышение квалификации педсостава. Если все условия будут выполнены, то Кубань и в 2008-м, и в 2009-м годах получит по 405 миллионов из федерального бюджета.

– Таким образом, – подчеркнул руководитель департамента, – если мы успешно пройдем этот марафон, край за три года получит 1 миллиард 200 миллионов рублей дополнительно.

По линии нацпроекта в 2007 году победителями признаны 122 кубанские школы, выступившие с инновациями (столько же годом ранее). Каждая из них в ближайшее время получит по 1 миллиону рублей. Деньги главным образом пойдут на улучшение учебно-материальной базы. Кстати, 122 школы-победительницы – это больше, чем в любом другом регионе страны. Даже в Москве таких школ – 119.

В конкурсе учителей обладателями грантов станут 406 педагогов со всех городов и районов края. Каждый получит премию президента РФ: по 100 тысяч рублей.

За пять месяцев, прошедших с начала 2007-го, Кубань получила 116 миллионов рублей на выплаты классным руководителям, каковых в крае 25,5 тысячи человек. И они теперь получают дополнительно к зарплате до тысячи рублей.

Если в прошлом году в целом из федерального бюджета по линии нацпроекта в край удалось привлечь порядка 1 миллиарда рублей, то в этом году, как рассчитывает Михаил Астапов, эта цифра возрастет до 1,5 миллиарда. При этом в бюджете края под образование заложено порядка 20 миллиардов рублей.

Особая тема – дошкольные учреждения. В крае катастрофически не хватает мест в детсадах. С одной стороны – следствие перестроечной разрухи, а с другой – опять демография. Пошла в гору и ...добавила проблем. Будем считать, что проблемы такого рода властям решать особенно приятно.

– Для меня нет более страшного вопроса, чем определение ребенка в дошкольное учреждение, – сказал Михаил Астапов. – У нас в крае в детсадах не хватает около 30 тысяч мест – в одном Краснодаре нехватка 12 тысяч. Прямотаки, если родители сразу после рождения не поставили малыша в очередь на место в садик – шансов у него туда определиться практически нет. Никакой ресурс не поможет, ни административный, ни иной. Мест просто физически нет.

Как продолжил руководитель департамента, переполненность детсадов через несколько лет отзовется в школах. Уже в этом году, есть надежда, первоклашек будет больше, чем в предыдущем. И далее будет происходить постепенный рост количества первоклассников.

Демография заработала в «плюс». Теперь нет иного выхода, как начинать строить новые детские сады и восстанавливать те, которые перепрофилировали либо просто забросили в кризисное время. Губернатор распорядился выделить 200 миллионов рублей из краевого бюджета на результативный капитальный ремонт дошкольных учреждений.

Что скрывается под словом «результативный»? Это значит, расширят площади в действующих садиках и восстановят садики заброшенные. Результат подразумевается один – существенное увеличение количества мест. На условиях софинансирования примерно такую же сумму должны выделить и муниципалитеты. То есть к концу года емкость кубанских детсадов должна возрасти на 6,6 тысяч мест. Таким образом, за несколько лет власти надеются преодолеть столь специфический дефицит.

На будущее же имеется идея не разрешать строительство новых микрорайонов без заранее запроектированных объектов социальной инфраструктуры: школ, детских площадок и, конечно, садиков. Иными словами, применительно к обозначенной проблеме власти намерены добиться, чтобы неукоснительно соблюдалось требование: «Строишь дома – построй и детсад».


Комментарии (0) Войти через соц. сети
Оставить комментарий, как анонимный пользователь
или авторизоваться (так никто не сможет писать от вашего имени)

Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет

Реклама