Красной нитью

Истории героических подвигов донских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны

Ростов-на-Дону, «ворота Кавказа», крупный экономический центр и важнейший транспортный узел, имел огромное стратегическое значение для гитлеровских захватчиков. Они атаковали город дважды осенью 1941 и летом 1942.
В первый раз немецкие войска подошли к городу 17 ноября 1941 года. Наступление вёл 3-й танковый корпус 1-й танковой армии. Защищали город части 56-й армии РККА, под командованием генерала Федора Ремезова, в состав которой наряду с другими частями входили 339-я Ростовская стрелковая дивизия и Ростовский стрелковый полк народного ополчения, сформированный из местных жителей.
Железной дороге, как и всей стране, пришлось перестроиться на военный лад. Уже в первые дни войны стало понятно: работать придется в сложных условиях, но железнодорожники продолжали формировать и отправлять воинские эшелоны с оружием, боеприпасами, продовольствием, водить санитарные поезда. 

Разрушенное здание ростовского железнодорожного вокзала, 1943 г.

Алексей Нецветай, начальник Азово-Черноморской железной дороги им. Ворошилова (сейчас СКЖД), оставался в Ростове-на-Дону до последнего. Уже шли бои на подступах к городу, а он лично руководил эвакуацией по железной дороге. 20 ноября войска вермахта вошли в город. 1-й батальон дивизии СС прорвался и захватил железнодорожный мост. 21 ноября на железнодорожной станции произошёл бой с группой немецких диверсантов, переодетых в советскую форму. В это же время по пути из управления на станцию Ростов была захвачена машина Алексея Нецветая . Начальника магистрали расстреляли вместе с водителем.
При обороне Ростова в 1941 году погиб и старший инженер паровозной службы Павел Юфимцев. Его рота занимала позицию на железнодорожном переезде около пассажирского вагонного депо. Чтобы воодушевить товарищей по атаке, он с пулеметом бросился наперерез врагу и успел расстрелять несколько фашистов Павел Юфимцев погиб в этом бою.
В июле 1942 года немецкое командование вновь развернуло массированное наступление на Кубань и Кавказ. 24 июля 1942 года в Ростов-на-Дону вошли части 17-й гитлеровской армии вермахта. Ростов-на-Дону вновь оказался под властью оккупантов, оккупация на этот раз растянулась на многие месяцы.

А. И. Нецветай начальник Азово-Черноморской ЖД им. Ворошилова 1938-41 гг.

Повторное освобождение Ростова началось с перехода войск Южного фронта в наступление 1 января 1943 года. За две недели боев советские войска смогли пробиться к Манычскому бассейну, еще через неделю — выйти на берега Северского Донца и Дона. В наступлении участвовали соединения 28-й армии под командованием генерала Василия Герасименко, 248-я стрелковая дивизия, 152-я, 156-я и 159-я отдельные стрелковые бригады.
В феврале 1943 го Красная Армия начала операцию по освобождению города. Территория железнодорожного вокзала и РЭРЗа стала местом завершающего сражения за освобождение Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. Оборона этого района вошла в историю как пример истинного мужества и мастерства советских воинов!

6 дней с 8 по 13 февраля 43-го на станции Ростов, железнодорожном вокзале и Ростовском электровозоремонтном заводе доблестно сражались 800 красноармейцев сводного отряда 159-й отдельной стрелковой бригады, которую возглавил командир батальона старший лейтенант Гукас Мадоян. Он был единственным из командиров 159-й стрелковой бригады, остававшимся в строю.

Штурмовая группа скрытно пересекла по льду реку в половине второго ночи. Поскольку ветер дул в спину, бойцы придумали хитрый приём: окунали в прорубь обувь, которая мгновенно покрывалась коркой льда в сильный мороз, и, словно на коньках пересекли реку, подгоняемые ветром в распахнутые полы плащ-палаток.
Однако незамеченными в Ростов войти не удалось. В районе вокзала группа попала в окружение и в течение 6 суток держала под своим контролем вокзал и всё, что находилось на железнодорожных путях. Немецкое командование приняло решение блокировать прорвавшихся в район железнодорожного вокзала бойцов 159-й стрелковой бригады, для чего задействовало танки и артиллерию.


За время героической обороны захваченного красноармейцами участка они отразили 43 атаки противника! Только за один день 10 февраля 1943 года немцы 20 раз предпринимали попытку выбить наших воинов с территории вокзала.


После бомбёжки площади 11 февраля загорелись расположенные на ней здания и склад угля. Больших жертв советским солдатам удалось избежать. Когда начался пожар, бойцы Мадояна стали перемещаться к литейному цеху Ростовского завода имени Ленина (бывшие Главные мастерские Владикавказской железной дороги, а ныне РЭРЗ).


Закрепившись на этой высоте, красноармейцы вели прицельный огонь по Привокзальной площади и вокзалу, а вечером 13 февраля перешли в атаку и снова захватили здание. Отбить его вновь гитлеровцы уже не смогли – Ростов штурмовали части Красной Армии.
Отряду Мадояна удалось уничтожить в боях более 300 гитлеровских солдат и офицеров, ещё около тысячи ранить и вывести из строя. Был уничтожен вражеский танк, 35 автомобилей и 10 мотоциклов. В результате обороны вокзала красноармейцы захватили 89 паровозов и свыше 3000 вагонов, причём в руках мадояновцев оказались гитлеровские эшелоны, перевозившие большое количество боеприпасов и других грузов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 31 марта 1943 года Гукасу Мадояну было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал одним из 20 советских военнослужащих, которых наградили медалью американской армии «За выдающиеся заслуги»

Около 02:00 14 февраля 1943 года в Ростов-на-Дону ворвались соединения Красной Армии. Сопротивление гитлеровцев, остававшихся в городе, было подавлено. Ростов-на-Дону был освобождён.

Война нанесла городу огромный ущерб. Нацистами было уничтожено более 40 тысяч человек, 53 тысячи ростовчан было угнано в Германию на принудительные работы. Ростов-на-Дону вошёл в число десяти наиболее пострадавших от войны городов России. Ущерб составил 3 млрд 100 млн советских рублей. В городе в ходе боевых действий было уничтожено около 12 тысяч домов.

С первых дней освобождения ростовчане начали поднимать город из руин. Большую помощь взрослым оказывали дети - школьники и студенты. Быстрое восстановление разрушенных предприятий и непрерывное наращивание военных поставок фронту уже сами по себе были величественной, не знающей себе равных, эпопеей героического труда жителей города.
Как сообщалось в докладной записке военного отдела обкома ВКП(б) от 19 февраля 1944 года: «На заводах имени Буденного, имени Калинина, Ростсельмаш, «Красный Аксай» и других был организован ремонт автомашин, танков, самолетов, орудий и другого вида вооружения. Только за период с марта по сентябрь 1943 года для нужд Южного фронта отремонтировано 465 самолетов, 250 танков, 653 грузовые автомашины, изготовлено запасных частей для автомашин на 6 млн рублей, других видов изделий на общую сумму 33 млн 500 тысяч рублей.  

За заслуги в годы войны и большой вклад в Победу 25 февраля 1982 года Ростов-на-Дону был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

5 мая 2008 года г. Ростову-на-Дону было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Высокое звание заслужено «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества». Улицы и парки Ростова названы именами героев, погибших в схватках с оккупантами.