Нелегкая ситуация сложилась у многих донских предпринимателей в связи с пандемией коронавируса. Введенные ограничения затормозили их бизнес, особенно тот, который был связан со сферой услуг. Вынужденный локдаун парализовал транспорт, общественное питание, сферу досуга и развлечений. Кое-кто до сих пор не может опомниться от шока, хотя ограничительные меры значительно ослабели. Но есть и такие, кто не впал в панику, а сумел приноровиться к ситуации и извлечь полезные уроки из форс-мажорных обстоятельств.
Например, в бьюти-индустрии уцелели те компании, которые предприняли меры по сохранению персонала. И тут немаловажную роль сыграл человеческий фактор.
- Сейчас мы практически работаем в ноль, но на плаву удерживаемся, - говорит управляющая ростовским салоном красоты Prima Dona Лидия Сапач. И добавляет, что даже, когда ситуация казалось совсем печальной, в компании верили, что ее удастся переломить. И делали все, чтобы в ходе нежданного кризиса не растерять коллектив и те отношения внутри него, которые складывались годами.
В их основе - командный принцип, заложенный в основу трудовых взаимоотношений, и доверие к специалистам.
- Люди должны ощущать, что все, что ни делается — делается вместе. При этом у каждого имеются свои четкие обязанности. И все понимают, что они — специалисты, пришедшие работать и зарабатывать. А значит никого не надо ни подталкивать, ни одергивать, - говорит Лидия Сапач.
Сегодня почти весь коллектив салона вернулся на рабочие места. Прибавились даже новые кадры. Причем работа в масках и перчатках никого не смущает. Это и раньше было нормой. Многие использовали фирменные маски при работе с клиентами, как того требует профессия.
Куда сильней, чем индустрия красоты, пострадал от коронавирусных ограничений общепит. Тем более, что эта сфера услуг особенно зависима от арендных отношений, инвестиций и быстроты оборота средств.
Так, молодой предприниматель Тимур Шахбанов и его партнер в Ростове лишились кафе-мороженого в одном из торговых центров донской столице. Но смогли удержать свою лапшичную.
Тимур рассказывает, что начало ограничений совпало со временем выплат инвесторам. Положение казалось безнадежным с учетом того, что на фоне потери до 90% доходов не было ясности с тем, как вообще обернется ситуация в ближайшем будущем. Но удалось взять себя в руки, собраться с силами и наметить план действий.
В первую очередь, предприниматели запустили доставку онлайн через свою и сторонние курьерские службы. Привлечь внимание к своей продукции помог собственный сайт, а также продвижение в соцсетях. Причем к потенциальным клиентам обращались точечно — через их персональные аккаунты.
- Очень выручили друзья и знакомые. Целый месяц они поддерживали нас заказами, благодаря чему во многом и удалось выжить, - рассказывает Тимур.
Сегодня партнеры уже уверенней смотрят в будущее. Более того, если с кафе-мороженым пришлось распрощаться, то в сети кафе паназиатской кухни стало на одну лапшичную больше. Это внушает осторожный оптимизм с учетом осенне-зимнего сезона и, соответственно, возросшей востребованности недорогих горячих блюд
А еще в условиях продолжающегося противостояния коронавирусу и возможных локдаунов донские предприниматели надеются, что власти не оставят их без поддержки в наступающем году.
Еще весной с первых дней пандемии был утвержден перечень отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции. Представители этих секторов смогли получить субсидии, а также иные федеральные и региональные меры поддержки. Всего, по подсчетам Торгово-промышленной палаты региона, предоставленными льготами в той или иной мере воспользовались до 40 тыс. субъектов предпринимательской деятельности.
- В регионе не ограничивались только данными основного ОКВЭД, предоставляли поддержку всем пострадавшим. Очень много программ по льготным займам было предусмотрено по линии минэкономразвития Ростовской области и учрежденного им Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства, - сообщила вице-президент донской ТПП Светлана Абдулазизова.
По ее словам, благодаря господдержке многим предприятиям удалось смягчить последствия ограничений. А есть и такие, у которых в условиях пандемии открылись новые возможности.
- В членской базе ТПП имеется достаточно большое количество организаций, действующих в межрегиональном сегменте, которые привлекли дополнительных работников и увеличили объемы поставок, - говорит вице-президент ТПП Ростовской области.
Источник фото: скриншот видео/Дон 24
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.