Решать "важные" партийные вопросы на местах, по задумке инициаторов проекта, должны региональные власти. "1 июля было объявлено о создании 40 региональных представительств проекта. "Назначение региональных координаторов - чрезвычайно важный шаг в развитии Проекта. Одной из наших задач является выявление проблемных точек, поиск новых перспектив и возможностей в развитии транспортной инфраструктуры России", - сообщается в заметке. Отмечается, что "региональные координаторы будут "глазами и ушами" в регионе".
Почему именно Калмыкия удостоилась чести стать "глазами и ушами" "Единой России" в Южном федеральном округе, в заметке не уточняется, однако это можно понять из перечня проектов, которые республика намерена продвигать под эгидой "морской" партийной программы.
Сайт "Единой России" цитирует первого заместителя председателя правительства Калмыкии Вячеслава Илюмжинова: "Деятельность республики в рамках проекта "Санкт-Петербург - морская столица России" возможна по нескольким направлениям. Во-первых, строительство порта в городе Лагань на Каспийском море. Это один из выходов России и стран Европы в азиатский регион - Иран, Индию, Китай и другие государства. Во-вторых, это глобальный по своим масштабам канал "Евразия", который в перспективе мог бы соединить Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном. Канал на большой своей протяженности пролегал бы по естественному водному руслу. "Евразия" - это выход Казахстана, среднеазиатских стран, Китая, Монголии на Запад - в Россию и Европу".
Таким образом, скандальный проект судоходного канала Каспий-Азов ("Евразия") стал частью партийной программы "единороссов". Как уже сообщала Экологическая Вахта по Северному Кавказу, с проектом "азово-каспийской Панамы" еще в первой половине 2000-х годов выступил Казахстан, который был заинтересован в том, чтобы самостоятельно экспортировать каспийскую нефть напрямую водным путем.
По сути, предлагалось реанимировать аналогичный проект 30-х годов XX века, частично реализованный на территории нынешней Ростовской области. Тогда на реке Западный Маныч были построены два крупных водохранилища - Пролетарское и Веселовское, а для их подпитки была подведена вода из реки Кубань. Дальнейшее продвижение судоходной артерии на восток было свернуто из-за того, что водохранилища так и не заполнились до проектных отметок, а дополнительную воду для них взять было неоткуда.
Последователи прожектеров 30-х годов почему-то решили, что в XXI веке воды на юге России стало больше, и можно смело проектировать 700-километровый судоходный канал, способный пропускать танкеры с осадкой до 2,5 метра, невзирая на существенный перепад высот между Азовским и Каспийским морем. Только по самым скромным оценкам, на строительство сложнейшей системы шлюзов, подводящих каналов и водохранилищ потребовалось бы потратить около от 15 до 20 млрд. долларов - примерно столько же, сколько на Олимпиаду в Сочи.
Однако даже последствия этой экономической авантюры не идут ни в какое сравнение с экологическим ущербом. Канал "Евразия" должен рассечь в Ростовской области водно-болотное угодье "Веселовское водохранилище", охраняемое Рамсарской конвенцией, государственный заповедник "Ростовский", а в Калмыкии - островной участок государственного биосферного заповедника "Чёрные земли" и Чограйский заказник.
Кроме того, под воду уйдут до трех тысяч квадратных километров степей, будут необратимо нарушены миграционные пути краснокнижных сайгаков, а Краснодарский край и Ростовская область вообще грозят превратиться в пустыню: для обеспечения судоходного канала водой в него придется спускать едва ли не весь объем Кубани и Дона. Иных источников водоснабжения для заполнения водой "Евразии", просто нет.
Скорее всего, заявления зампреда правительства Калмыкии объясняются обычным чиновничьим популизмом накануне выборов и желанием поучаствовать в распиле больших бюджетных денег, используя лоббистские возможности "Единой России". Никакими иными рациональными доводами нельзя объяснить столь упорное продвижение противозаконного проекта.
У властей Калмыкии накоплен богатый опыт реализации авантюрных дорогостоящих проектов. В частности, республика уже 12 лет пытается строить никому не нужный порт "Лагань" на Каспийском море (теперь он тоже стал частью программы "Санкт-Петербург - морская столица России"). Один только судоходный фарватер, который придется прорыть в мелководной и рискованной для судовождения северо-западной части Каспия, обойдется дороже, чем сам порт, однако калмыцкие руководители не устают убеждать Москву в необходимости обеспечить проекту федеральное финансирование.
По всей вероятности, канал "Евразия" превратится в такой же оторванный от реальности коррупционно-популистский проект, пока окончательно не ляжет под сукно. В противном случае югу России грозит экологическая катастрофа.
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.