Полина Пустовойтова
В Ростове побывал премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин. Он провел совещание о мерах оздоровления ситуации всельскохозяйственном машиностроении. Владимир Путин посетил комбайновый завод «Ростсельмаш», который сегодня испытывает большие трудности в связи с мировым кризисом.
Правительственной делегации устроили короткую экскурсию по «Ростсельмашу». Владимиру Путину продемонстрировали складской терминал запчастей, главный конвейер, с которого сходят четыре модели комбайнов, цех гибких технологий, а также музей техники под открытым небом, где собрана продукция завода «Ростсельмаш», начиная с 70-х годов — от конных ходов и сенокосилок до современного модельного ряда. Судя по отзывам, от всего этого осталось невеселое впечатление.
Российский премьер констатировал, что ситуация, сложившаяся с «Ростсельмашем», характерна для многих предприятий сельхозмашиностроения страны. В октябре заводы отрасли столкнулись с последствиями мирового финансового кризиса: резко упал платежеспособный спрос, банки ограничили кредитование (так что займы выдают, по сути, только Сбербанк и некоторые филиалы иностранных банков). Практически остановилась продажа продукции в регионах. Производство замедляет темпы, а объемы продукции сокращаются.
Владимир Путин успел переговорить с рабочими «Ростсельмаша», которые были обеспокоены сокращениями, дальнейшим развитием предприятия и не знали, как сложится их судьба. Ведь комбайновый завод, имеющий многолетнюю и богатую историю и являющийся визитной карточкой региона, сейчас переживает не лучшие времена. Проблемы на предприятии приняли такой характер, что побудили премьер-министра приехать в Ростов, чтобы провести здесь выездное совещание и лично разобраться в проблемах завода.
— Сегодня мы увидели, что все площадки на «Ростсельмаше» забиты, предприятие работает на склад, — сообщил Владимир Путин. — Мне рассказали, что удалось заключить только половину из запланированных контрактов на поставку техники на следующий год. Приостановлено финансирование инвестиционных программ, уволено 1300 работников, хотя до кризиса было решено оптимизировать состав и сократить численность всего на 300 человек.
После чего премьер-министр предложил подробно поговорить о состоянии «Ростсельмаша» и отрасли в целом.
Остальные участники совещания, заметно нервничая, высказывались по очереди и иллюстрировали свои выступления слайдами. Первым после премьер-министра взял слово председатель совета директоров промышленного союза «Новое содружество», куда входит предприятие, Константин Бабкин. Он в радужных тонах описал развитие предприятия. Рассказал, что в последние шесть-семь лет «Ростсельмаш» активно развивался, производил инвестиции порядка 50 миллионов долларов в год, которые вкладывал в улучшение предприятия и обновление модельного ряда. Линейка продукции расширялась, а логистический комплекс позволял оперативно снабжать потребителей запасными частями. За шесть лет средняя зарплата сотрудников увеличилась в четыре раза и с 4500 рублей возросла до 17500 рублей. Поставки продукции «Ростсельмаша» ведутся в 20 стран мира.
Но с недавнего времени наметилась тенденция к снижению. И одной из причин стала неравная конкуренция с зарубежными производителями. Премьер-министра просили принять меры для поддержки сельхозмашиностроения в России. Заключались они в следующем. Во-первых, было предложено направить дополнительные средства в ОАО «Росагролизинг» для закупки российской сельхозтехники, что позволит снять шок от кризиса и разгрузить затоваренные склады продукции. Во-вторых, установить ставки ввозных таможенных пошлин на новые зерноуборочные и кормоуборочные комбайны в размере 15 процентов, но не менее 120 евро за один киловатт мощности двигателя, что позволит выравнять конкуренцию с иностранными производителями. В-третьих, рассмотреть возможность защиты с помощью пошлин других видов сельхозтехники. Кроме того, Константин Бабкин попросил прекратить субсидирование из федерального бюджета процентных ставок по кредитам, привлеченным на закупку сельхозтехники иностранного производства, и рекомендовать регионам воздержаться от продвижения иностранной техники за счет государственных средств.
Из книги Константина Бабкина «Разумная промышленная политика, или Как нам выйти из кризиса», презентованной накануне визита Владимира Путина на «Ростсельмаш»: «Свое предприятие, свой ростсельмаш, и, возможно, не один, есть в каждом городе и в каждой деревне в России»
— Если мы будем чувствовать реальную поддержку отечественной экономики, то есть все шансы сделать российское сельхозмашиностроение лидером в мире, — подчеркнул председатель совета директоров промышленного союза «Новое содружество». — Ведь несмотря на сегодняшние сложные условия, мы все равно продолжаем делать конкурентоспособную технику. И можем совершить большой рывок.
Президент ОАО «Агромашхолдинг», объединяющего пять крупнейших заводов страны, Наталья Портасова привела литературную аналогию. Она сравнила сельхозмашиностроение со скоростным поездом, который уверенно мчится до дальней станции по новым рельсам большой магистрали и вдруг начинает резко тормозить. Так и в отрасли идет снижение темпов, и есть два пути: либо пустить состав под откос, либо спасать сельхозмаш и ехать дальше. В последние год-два крестьяне наконец поверили в отечественного производителя сельхозтехники. А без мер государственной поддержки они могут отвернуться от российских заводов и начать покупать зарубежную продукцию. Тогда российское сельхозмашиностроение, как образно заключила Наталья Портасова, рискует «превратиться в дрезину, подобно карете Золушки, не успевшей убежать с бала».
Министр сельского хозяйства Российской Федерации Алексей Гордеев сообщил, что основной задачей сегодня является модернизация села, привнесение туда новой техники и современного оборудования. За последние два года приобретение тракторов сельчанами увеличилось в два раза, а комбайнов — в полтора, что дало рост отрасли промышленности. Однако в предыдущие три месяца темпы приобретения сельхозтехники упали вдвое. Единственная и самая тяжелая позиция в условиях кризиса — спрос, и очень важно иметь рычаги управления им, подчеркнул министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Но есть один нюанс, о который ломаются все копья, — таможенно-тарифное регулирование. Существенно вырос импорт и сократилось присутствие отечественной продукции, что нанесло ущерб нашей промышленности. Он предложил ограничить доступ импортной сельхозтехники на российский рынок.
Смысл почти всех выступлений на совещании сводился в целом к одному: поддержке отечественного производителя и всяческой помощи тем, кто приобретает отечественную сельхозтехнику. Генеральный директор ОАО «Росагролизинг» Елена Скрынник заверила Владимира Путина, что за семь лет своего существования компания ни разу не приобретала ни одного зарубежного трактора и комбайна за бюджетные деньги.
— Кредитование предприятий продолжается понемногу, несмотря на ограниченные ресурсы, — заметил председатель правления «Россельхозбанка» Юрий Трушин. — И хотя ранее «Ростсельмаш» в нашем банке не кредитовался, теперь мы готовы помочь предприятию. И в ближайшее время «Россельхозбанк» решит вопрос по выдаче донскому комбайновому заводу кредита в размере миллиарда рублей или даже больше, если они попросят.
Эмоционально высказался член совета директоров ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Юрий Рязанов, подметивший парадокс ситуации. Теперь, по его словам, гораздо выгоднее уничтожать излишки производства, чтобы цены на продукцию поднялись, что просто смешно. Но премьер-министру Владимиру Путину это совсем не показалось смешным, и он пообещал принять меры. «Если вы нам поможете немного, будет очень хорошо», — заключил Юрий Рязанов.
А итоги встречи подвел сам Владимир Путин.
— Сегодня мы сделали первый и важный шаг по преодолению мирового финансового кризиса, — сказал премьер-министр. — Были приняты масштабные решения относительно сектора реальной экономики. Правительство должно поддерживать стратегически важные отрасли, одной из которых является сельскохозяйственное машиностроение.
И действительно, подъем российского села стимулировал рост сельхозмашиностроения, на предприятиях стали производить продукцию на уровне мировых стандартов, в чем я еще раз убедился сегодня. Они выстояли в суровых условиях кризиса 90-х годов и смогли отстоять свои позиции в нелегкой конкуренции с импортными производителями.
Поэтому отказать нашим сельхозмашиностроителям в государственной поддержке было бы несправедливо и недальновидно.
Прежде всего следует помочь со сбытом готовой продукции и кредитованием на техническое перевооружение. Бюджетные средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, должны быть направлены исключительно на закупку отечественной техники, на которую и будут распространяться льготы.
Владимир Путин распорядился направить дополнительно в уставный капитал «Росагролизинга» еще 25 миллиардов рублей, которые, как он рассчитывает, должны быстро помочь растовариванию продукции, произведенной на сельхозпредприятиях. Кроме того, «Россельхозбанк» уже был докапитализирован в размере 30 миллиардов рублей, однако может быть рассмотрен вопрос о дополнительной капитализации в зависимости от той помощи, которую банк оказывает реальному сектору. Но не обошел вниманием российский премьер и самих производителей, порекомендовав им пойти навстречу потребителю и сделать скидки на ту продукцию, которая скапливается на складах. И прямо спросил Константина Бабкина о ставке дисконтирования.
— Десять процентов скидки мы считаем адекватными и справедливыми, но больше пятнадцати не потянем, — признался председатель совета директоров «Нового содружества».
— Хорошо уже то, что вы согласились на дисконтирование, — ответил Владимир Путин. — Давайте в этом направлении и будем работать.
И, наконец, Владимир Путин озвучил самый главный итог совещания. Производители отечественной сельхозтехники на собственном рынке не должны быть в худших условиях, чем их иностранные коллеги. И хотя полностью закрыть рынок от импортной продукции невозможно, но нельзя и лишить собственных машиностроителей стимулов для повышения конкурентоспособности.
Поэтому в качестве временной меры, рассчитанной на девять месяцев, было решено поддержать отечественных производителей сельхозтехники и увеличить ввозные таможенные пошлины на новую и б/у импортную сельхозтехнику на 15 процентов и не менее 120 евро за киловатт мощности двигателя. Эти слова Владимира Путина все участники встретили аплодисментами.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.