В Ростовском пресс-центре агентства «Интерфакс-Юг» прошла пресс-конференция заместителя губернатора Ростовской области Сергея Назарова, открывшая информационную кампанию «Инвестиции в будущее», приуроченную к 70-летию Ростовской области. Гость пресс-центра подробно рассказал о результатах работы по курируемым направлениям за 1-е полугодие 2007 года, о ближайших и среднесрочных перспективах в различных отраслях производственной сферы.
В целом итоги – со знаком «плюс». Индекс промышленного производства составил 106,9% (против 115,5% в 2005 году и 114,4% в 2006-м). По словам С. Назарова, динамика снижена, но остается достаточно высокой. При этом этот показатель в разных отраслях заметно колеблется. Так, по строительству газопроводов и газификации квартир он достиг 200,2%.
Набирает обороты угольная отрасль. Прирост составил 5,9%. За полугодие добыто 3765 тыс. тонн угля, горняки работают стабильно. Введена в строй и наращивает объемы новая шахта «Шерловская-Наклонная», уверенно развивается «Садкинская». В сентябре планируется ввести новую железнодорожную ветку к Садкинскому месторождению, что значительно облегчит его освоение. Осваивается Быстрянское месторождение в Тацинском районе. Активизируется строительство «Обуховской». Компанией «РусИнкор» получена лицензия на разработку месторождения
«Калининское-Восточное». В будущем году на аукцион выставят еще несколько участков угольных месторождений.
По мнению С. Назарова, перспективы угледобычи на Дону есть. И во многом благодаря тому, что изменилась макроэкономическая ситуация. Вспомним: в 90-е годы прошлого века в ходе «реструктуризации» российского углепрома многие шахты были закрыты. Их главной «виной» была убыточность, которая во многом появилась из-за низкого спроса на уголь, его относительной дороговизны. Основные его
потребители – энергетики, предпочли сжигать более дешевый газ. Однако губительная для отрасли диспропорция цен уже позади, цены на газ растут, и на этом фоне уголь становится все более востребованным. Как подчеркнул С. Назаров, с 1 июля 2007 г. все дополнительные объемы по газу будут уходить по нынешним ценам, умноженным на коэффициент 1,6. А это еще более выровняет позиции угля и газа на рынке. Прогнозируется рост объемов потребления угля на Новочеркасской ГРЭС после строительства там 9-го, а в перспективе и 10-го энергоблоков. Уголь понадобится и для Новоростовской ГРЭС (она еще в чертежах), сравнимой по мощности с Новочеркасской.
Правда, ситуация в ОАО «Гуковуголь» не столь радужна. Топливо на-гора идет, однако заделов на будущее маловато. Для подготовки новых очистных забоев нужны большие инвестиции, а предпринимаемых инвесторами мер пока недостаточно.
Уверенно на Дону развивается машиностроение. Перспективное объединение двух предприятий Таганрога – ТАНТК им. Бериева и ТАВИА – позволит значительно увеличить объемы производства. В первую очередь это связано с выпуском в Таганроге самолетов-амфибий БЕ-200. В прошлом остается крайне нерациональная схема, когда их проектировали на Дону, а делали за многие тысячи километров – в Иркутске. Инвест-проект переноса производства (оно обойдется в 400 млн. рублей) уже одобрен российским правительством, его реализация не за горами.
Все больше на слуху и Новочеркасский электровозостроительный завод. По соглашению, подписанному с РАО «РЖД», предприятие обеспечено заказами до 2015 года. Однако это не исключает новых идей. Компания «Трансмашхолдинг», в которую входит НЭВЗ, в рамках договоренностей с компанией «Бомбардье Транспортейшн» (Канада) планирует освоить в Новочеркасске выпуск совместной разработки – электровоза нового поколения.
А вот перспективы ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов» (принадлежит ФПГ «РусИнкор») не столь радужны. По словам С. Назарова, оно нуждается в глубокой реконструкции: технология там устарела, основные фонды обветшали. Однако согласованный проект такой реконструкции пока не появился, а текущая модернизация позволяет лишь стабилизировать производство, но никак не развиваться.
Как известно, областным руководством недавно принято решение о создании на Дону зон экономического развития, призванных стать «точками роста». Пока их определено четыре: Азовская, Батайская, Новоалександровская и Красносулинская. Инвесторы уже присматриваются к этим зонам, тем более что часть затрат на подготовку инженерной инфраструктуры в них областной бюджет берет на себя. Вполне возможно, что в Азовской зоне появится новый автозавод – второй по счету в нашей области.
В Ростовской области также планируется построить ряд цементных заводов. Уже в сентябре пройдет аукцион на участки с залежами цементного сырья, есть первые претенденты на них.
Как ни странно звучит, но взлету донской экономики может помешать нехватка воды. Предполагается, что годовой объем водопотребления в Ростовской области к 2020 году достигнет 9 млрд. кубометров при нынешних 4 млрд. Но прежде нужно отыскать недостающие 5 млрд. кубов. И тут не обойтись без снижения потерь воды в сетях, принятия срочных мер по ее более рациональному использованию. «Нужно трепетное отношение к воде», – заключил С. Назаров.
Он также коснулся поправок в областную программу модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на
2006 – 2010 годы. Программа необходима, чтобы избежать колоссальных, порой до 80%, потерь в изношенных до предела сетях. Если взять шахтерские города и сельские районы, то здесь на эти цели до 2010 года областной бюджет затратит 13 млрд. рублей. А в целом, с учетом других источников, эта сумма может составить 25 млрд. Эта программа будет корректироваться, при этом большее внимание придется уделять вовлечению в оборот подземных источников.
Водная составляющая доминирует и в принятой недавно областной программе охраны окружающей среды. Цена вопроса – порядка 4 млрд. рублей. Их направят на укрепление гидротехнических сооружений, расчистку русел рек и др.
А как на этом фоне выглядит проект «Евразия» – по строительству еще одного водного пути, который связал бы – через Манычскую впадину – Каспийское и Азовское моря? При этом по сравнению с существующим «Волго-Доном» экономились бы сотни километров. Детали этого «проекта века» уже муссировались в СМИ. Что думают о нем специалисты? По мнению С. Назарова, в отношении «Евразии» речь пока не идет дальще озвученных намерений. Еще только предстоит дать оценку воздействия проекта на окружающую среду, экосистему. Скорее всего, они будут пагубными.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.