Первый железнодорожный музей в России появился еще до строительства железной дороги общего пользования. Он был открыт в Санкт-Петербурге в здании Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1813 году.
На Северо-Кавказской магистрали музей был создан гораздо позже, в ноябре 1960г. во Дворце культуры железнодорожников в Ростове-на-Дону. Это один из первых народных музеев на юге нашей страны.
Сегодня экспозиционная площадь Дорожного музея составляет 560 квадратных метров. Экспозиция открывается документом, знаменующим начало железнодорожного строительства в крае: Высочайшим Повелением от 18 декабря 1860г, объявленным Правительствующему Сенату Военным Министром, об утверждении Государем императором Положения о Комитете по сооружению Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Дон.
Интереснейшими экспонатами являются наградные часы Владикавказской и Северо-Кавказской железных дорог. Самые ценные из них – серебряные, первой половины ХХ века. Они были вручены за усердную двадцатипятилетнюю службу кондуктору ВЛКЖД Л. Муляру.
Экспозиция музея повествует об условиях труда и быта железнодорожников, революционном движении, истории Главных мастерских, о влиянии гражданской войны на работу и состояние железных дорог Северного Кавказа. Здесь можно узнать о восстановлении и реконструкции хозяйства, о роли СКЖД в годы Великой Отечественной войны, железнодорожниках-фронтовиках и передовиках производства, о послевоенном времени и времени настоящем.
В 2005 году был полностью обновлен зал, посвященный Великой Отечественной войне. Здесь появились новые экспонаты: документы, планшетки, награды. Кроме того, к 100-летию Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей был открыт новый зал, рассказывающий об истории этой организации.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.