Евгений Гришковец - писатель, драматург, актёр, музыкант. За последние 5 лет он стал самой популярной фигурой российского театра. Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", литературной премии "Антибукер". Его спектакли "Как я съел собаку" и "ОдноврЕмЕнно" открыли фестивальную программу "Золотой маски" в Ростове.
Желающих познакомиться с творчеством Евгения Гришковца собрался полный зал Молодёжного театра. Даже приставные места - стулья не уместили всех, многие смотрели стоя. На сцене минимум декораций. Гришковец с улыбкой говорит о бюджете своих спектаклей. Матросская бескозырка, толстая верёвка, ведро - для "Съеденной собаки" и рубашка, купленная в секонд-хэнде, звёзды и луна, вырезанные из бумаги рукой автора, для "ОдноврЕмЕнно". Скудно, но действия на сцене не портит, наоборот прекрасно вписывается и не отвлекает от главного действующего лица, т.е. Гришковца. Только он обеспечивает 1,5 часа беспрерывного захватывающего зрелища.
Если кто-нибудь спросит меня, о чём спектакли Гришковца. Я отвечу - о жизни, о счастье. А более конкретно и не скажешь. Вы не найдёте в его пьесах стройной фабулы, закрученного сюжета, а найдёте сто историй о себе. Правда, в "Как я съел собаку" разговор вертится вокруг жизни молодого человека, поехавшего служить на флот, но всё равно - это рассказ о вас, о нас. В этом магия произведений Евгения Гришковца, выстроенных по принципу пирамиды. В её основании собрание самых разнообразных жизненных ситуаций. Этими случаями из жизни объясняется несколько основных идей, которые приводят к первопричине затеянного разговора, а именно: человеку хочется, "чтобы было хорошо, просто хорошо". В "ОдноврЕмЕнно" речь идёт о поездке в Париж, о старом фильме, о праздновании нового года, о детстве и школе, об Элвисе и железнодорожниках. А на самом-то деле о желании жить здесь и сейчас, и при этом чувствовать счастье.
Евгений Гришковец небывалую популярность и востребованность у зрителей объясняет просто:
- В театр люди чаще всего приходят, чтобы услышать что-то про себя. Поэтому сейчас совершенно не идут иностранные пьесы. О жизни Франсуа или Джо лучше посмотреть кино. Ещё театр создаёт иллюзию. Когда ты сидишь, и одновременно с тобой смеются и аплодируют ещё 500 человек, есть ощущение, что ты не одинок, по крайней мере, на 1,5-2 часа. И ещё одно, когда человек читает книгу, например с анекдотами, он может про себя подумать - смешно, но смеяться книге вряд ли будет, ну только если очень смешно. А в театре даже над меньшими шутками хохочут в голос. Театр - это диалог. Я на самом деле не юморист. В моих текстах юмора мало. Природа смеха в них другая. Люди смеются из-за того, что хотят сказать - мы знаем о чём идёт речь. По этой же причине я смеюсь, когда смотрю фильмы Шукшина. Я радуюсь, что не один такой на земле.
Некоторые обвиняют Гришковца в чрезмерном упрощении, недоумевая зачем рассказывать про желание увидеть Джоконду и нежелание ходить в школу, чтобы объяснить всем понятные вещи о счастье и доброте. О таких высоких идеях таким низким стилем. Как это можно? Да только так и возможно внести смысл в повседневность, во все обыденные вещи, окружающие нас. Вы ещё не раз вспомните о об увиденном спектакле, делая салат на Новый год или встречаясь с друзьями в кафе, приходя с работы домой, садясь в такси, фотографируясь, или собираясь в школу, или включая телевизор, т.е. почти во всех бытовых ситуациях, но уже по другому с улыбкой будете реагировать на привычные вещи. разве не это настоящая сила искусства?
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.