Была в этом сценарии острая тоска по молодости, невоплощенные мечты, душевная работа. Фильм не про спорт. И не про любовь. И не про убийство. И не о конфликте поколений. Даже не про молодость… Об уходе эпохи. О том, что все повторяется. Тогда, в 14-м году. И сто лет прежде. И сто лет спустя. О том, что последовавшая за событиями этой истории катастрофа может повториться сейчас.
А. Герман мл.
Из интервью с автором идеи фильма, одним из сценаристов и продюсером "Гарпастума" Александром Вайнштейном: "На фестиваль мы ехали с чётким пониманием, что сделали достойное кино, за которое не стыдно. Да и сам факт отбора нашей картины на Венецианский фестиваль из 2082 фильмов и попадание её в 19 конкурсных говорил сам за себя. Пресса действительно приняла нашу картину хорошо... Кстати, мы с Германом сразу договорились, что весь фильм сидеть в зале не будем, чтобы нервы зря не тратить. Минут через пять после начала сеанса мы ушли и появились за 15 минут до конца. И когда пошли титры, а потом зажёгся свет, зрители начали аплодировать. Мы стали аплодировать в ответ. И так друг другу прохлопали 12 минут..."
В античные времена игра с мячом именовалась garpastum. Великая игра, возникшая в колыбели и уцелевшая на обломках цивилизации, пришла в Россию в начале прошлого века. Футбол в "Гарпастуме" - философия жизни, ее соль и красота. Мера вещей и спасение.
1914-й год. Канун Первой мировой войны. В центре картины история четырех друзей. Двое из них - братья Андрей и Николай. Их отец поставил все деньги на российскую олимпийскую команду по футболу, которая со счетом 0:16 проиграла немцам. Отец разорился, сошел с ума. Потом умерла мать. Братья также увлечены футболом, стремятся построить свой стадион и попасть в футбольную лигу. Но для этого нужны деньги. И парни стараются всеми путями их заработать. Причем не всегда законными. Постепенно все превращается в драму: один из героев погибает в разборке вокруг футбольного поля, и это становится началом распада и компании, и мечты. Уходит в армию Николай, а возвращается уже в 1918 году в другую реальность. В финале два брата, встретившись, снова начинают играть в футбол на том самом поле...
Две линии фильма, основная – спортивно-эротико-криминальная, сопутствующая – богемно-философская, сливаются в финале картины в апокалипсическом предвидении катастрофы, которая вот-вот грянет, и наступление которой не остановить, не предотвратить, не отсрочить. Сто лет назад люди так же верили, так же страдали, так же стремились к лучшей жизни, как и мы. А потом у них случилась катастрофа. Может быть, потому, что они недостаточно любили друг друга. И «ЗАВТРА» у них была война, а послезавтра весь их привычный жизненный уклад был уничтожен навсегда....
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.