На фоне постоянной угрозы ядерной техногенной катастрофы в курском приграничье и пожара на Запорожской АЭС, где враг регулярно наносит ракетные удары по объектам атомной энергетики жители донского региона невольно задаются тревожным вопросом: о вероятности подобной атаки на Ростовскую АЭС и её последствиях. Мы верим, что наше ПВО держит небо над Ростовской областью на замке. Однако информативно решили всё-таки поинтересоваться у энергетиков насколько велика угроза. Ведь, как говаривал Натан Родшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Получив от Ростовской АЭС ответ на наши вопросы мы узнали о том, как защищён её реактор.
- На Ростовской АЭС эксплуатируются корпусные реакторы ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор) установленной мощностью 1000 МВт. Тепловая схема энергоблоков с реакторами ВВЭР - двухконтурная. Реакторы типа ВВЭР на сегодняшний день занимают ведущее место в мировой практике по степени безопасности и надежности, большой единичной мощности и экономической эффективности, - рассказали нам атомщики.
Безопасность Ростовской АЭС обеспечивается за счет глубоко эшелонированной многоступенчатой защиты. При её строительстве были учтены уроки и ошибки Чернобыля, а также все возможные новые дополнительные риски.
На пути распространения радионуклидов в окружающую среду стоит целый ряд преград и барьеров, которые действуют в автономном режиме. Их основная задача - максимально удержать радиоактивные продукты там, где они образовались: в топливе и технологическом контуре, и не допустить выброса радиоактивных веществ вовне в опасных для человека концентрациях.
Первой из таких препон являются так называемые «топливные матрицы». Это ядерное топливо, которое используется в работе реактора. Оно представляет из себя прочные и тугоплавкие таблетки из спечённого диоксида урана. В них удерживается основное количество радиоактивных веществ, образующихся в процессе деления ядер.
На следующем этапе продукты деления не выпускает в атмосферу герметичная циркониевая оболочка тепловыделяющих элементов.
Стенки самого реактора, оборудования и трубопроводов сделаны из очень высокопрочных материалов. Они настолько крепкие, что исключают любую возможность контакта теплоносителя с внешней средой и персоналом. Перед началом эксплуатации они подвергаются обязательным гидравлическим испытаниям на прочность и герметичность. При максимальном рабочем давлении реактора в 160 атмосфер, тестируется он под давлением 250 атмосфер.
Все оборудование и системы, которые отвечают за снижение температуры и давления в реакторном отделении расположены внутри ещё одной прочной герметичной защитной оболочки. Иными словами, это сверхпрочная массивная железобетонная конструкция, в которую помещён ядерный реактор. Специалисты называют её системой локализации аварий.
- Благодаря этой очень толстой оболочке реактор полностью изолирован от внешнего мира. Конструкция позволяет не только удерживать внутри неё радиоактивные вещества при самой тяжелой аварии на реакторе, но и выдерживать все возможные виды внешних физических воздействий: землетрясения силой до 7 баллов, смерчи, ураганы, воздушные ударные волны, падение твердого тела массой до 20 тонн со скоростью 700 км/час и прочие, - рассказали «Панораме» на Ростовской АЭС.
Проще говоря, ядерный реактор Ростовской АЭС располагается в многослойном бункере, опутанном множествами высокотехнологичных автоматических систем безопасности. В отличи от более старой и куда более уязвимой Курской АЭС, где реактор, по словам специалистов, находится в обычном здании и не имеет столько ступеней защиты, Ростовская АЭС как минимум рассчитана на то, чтобы выдержать и падение прямо на неё самолёта и бомбёжку и ещё очень многое.
Напомним, ранее стало известно, что в районе города Новочеркасска Ростовской области
запланировано строительство и запуск новой атомной электростанции. Проект «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года» уже вынесен на общественные слушания.
А уже уже существующая Ростовская АЭС расположена на берегу Цимлянского водохранилища, в 13,5 километрах от Волгодонска. Энергоблок N1 был введён в промышленную эксплуатацию в 2001 году, остальные - в 2010, 2015 и 2018 гг. В Настоящее время она обеспечивает электричеством весь Юг России.