Центральным из вопросов повестки стал проект отзыва ЗС РО на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выступая с докладом по этому вопросу, заместитель председателя ЗС Н.Ф.Беляев отметил:
- На наш взгляд, следует уточнить порядок выдвижения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, более четко определить основания для отрешения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности, раскрыть понятия терминов «утрата доверия Президента Российской Федерации» и «ненадлежащее исполнение своих обязанностей».
Председатель комитета ЗС по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению А.В.Ищенко в своем выступлении подчеркнул, что новая схема избрания губернаторов укладывается в историческую традицию системы управления, которая существовала в России на протяжении многих веков. Предлагаемые реформы призваны обеспечить эффективность исполнительной власти по вертикали.
Принципиально соглашаясь с президентским законопроектом, депутаты сочли необходимым обратить внимание федеральных законодателей на ряд вопросов, которые необходимо разрешить до окончательного принятия данного закона. Так, на сегодня не прописана в законопроекте процедура внесения на рассмотрение Президента РФ кандидатуры на пост губернатора. И поэтому необходимо внести такие поправки, которые бы предоставили приоритетное право представительным органам предлагать такую кандидатуру Президенту. Предметом обсуждения может стать и возможность вносить свои предложения Президенту страны по кандидатуре губернатора для политических партий, прошедших в Государственную Думу РФ.
Второй блок вопросов касается правовых последствий отклонения законодательным органом субъекта предложенных Президентом РФ кандидатур. Упрощенная схема роспуска законодательного органа субъекта Федерации не подкрепляется достаточными правовыми основаниями и самой логикой новой схемы избрания высших должностных лиц российских регионов. Непосредственные разработчики законопроекта ссылались на то, что формирование исполнительных органов власти субъектов РФ должно проходить по тому же принципу, что и формирование Правительства РФ. Однако у нас Федеральное Собрание состоит из двух палат. И в случае роспуска нижней палаты, Государственной Думы все полномочия парламента страны переходят к верхней – Совету Федерации. Региональные же парламенты России, как правило, состоят из одной палаты. И их роспуск повлечет нарушение прав граждан, проживающих в данном субъекте Федерации, на представление их прав в региональном законодательном органе государственной власти. Выход – в ограничении процедуры роспуска принятием специального федерального закона, введения законодательного барьера на пути возможного бесконечного роспуска региональных парламентов. В нынешнем варианте федерального законопроекта такой барьер не предусмотрен. Но, например, в случае с роспуском Госдумы РФ он существует – это обязательный годовой промежуток от принятия соответствующего решения до фактического прекращения полномочий законодательного органа, а также - недопущение повторного роспуска в течение года после выборов.
По итогам обсуждения депутаты проголосовали за принятие позитивного отзыва ЗС на проект Федерального закона. Это означает не только принципиальное согласие донских парламетариев с президентскими инициативами, но и намерение активно включиться в работу по подготовке поправок к данному законопроекту после того, как он будет принят Госдумой РФ в первом чтении в конце октября 2004 года.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.