Не так давно в Интернете появилась петиция за отставку главы администрации Ростова Виталия Кушнарева. Такая же петиция, но за отставку его предшественника Сергея Горбаня, появлялась на том же сайте два с лишним года назад. "Панорама" решила установить, кто больше не оправдал ожиданий жителей на посту ростовского градоначальника - Кушнарев или Горбань и задала этот вопрос своим читателям. Мнения четырехсот с лишним откликнувшихся горожан разделились. Больше половины из них посчитали «неоправдавшим» действующего сити-менеджера, чуть больше четверти - бывшего.
Такая статистика не показалась неожиданной. За время, прошедшее со своего вступления в должность, Виталий Кушнарев сильно разочаровал ,ростовскую общественность. А ведь помните, как хорошо все начиналось, когда молодой энергичный управленец впервые заявил о себе горожанам...
Хуже не будет...
Сергей Горбань покинул кресло градоначальника, что называется, не попрощавшись. Он не только не изъявил желание принять участие в очередном конкурсе на пост сити-менеджера, но даже не попрощался с ростовчанами. Попросту исчез в неизвестном направлении, напутствуемый резкой отповедью губернатора Василия Голубева. Обычно сдержанный губернатор в ответ на вопрос журналистов, как он оценивает работу экс-главы администрации города, сказал так: «Оценивать можно, когда есть результат, поэтому я оценку дать не могу».
Какая черная кошка пробежала между руководителями города и области, точно неизвестно, но факт в том, что негативное мнение главы региона о деятельности Сергея Горбаня практически единодушно разделили многие ростовчане. За время своего правления Сергей Иванович успел достаточно «начудить». До сих пор жива желто-красная плитка в «мавританском стиле», изуродовавшая, по мнению горожан, центр Ростова. Многим помнится и
катастрофический ливень июня 2016 года, к которому градоначальник и его команда оказались совершенно не готовы. Стихия затопила тогда полгорода и унесла жизнь юной ростовчанки, захлебнувшейся в невиданном для донской столицы потопе.
На фоне своего оскандалившегося предшественника новый сити-менеджер Виталий Кушнарев смотрелся выгодно. Видный мужчина с опытом руководящей работы в первых же интервью сообщил, что как можно быстрее избавится от «горбаневского наследства». И, если тогда кто-то и усомнился в новом градоначальнике, то наверняка посчитал, что хуже, чем при Горбане, в Ростове точно не будет.
100 дней эйфории
Новому руководителю принято отпускать традиционный кредит доверия в 100 дней со дня вступления в должность. Считается, что за это время он должен окончательно обустроиться на своем посту и заявить о себе первыми начинаниями.
За три с лишним месяца в должности сити-менеджера Виталий Кушнарев ничего особенного не совершил. Однако успел порадовать ростовчан рядом резонансных заявлений. В частности, сообщил, что к предстоящему чемпионату мира по футболу он избавится от «плитки Горбаня», замостив ростовские тротуары новой - «под Европу». Также было обещано решить судьбу Парамоновских складов, снести позорный «ларек Бояркина» на Центральном рынке, обуздать «точечное строительство», в том числе, - не допустить появления на площади Ленина уродливой многоэтажки, портящей исторический облик города.
Справедливости ради отметим, что эти обещания градоначальник выполнил, хотя и несколько своеобразно. Так, проблема Парамоновских складов, милых сердцу ростовских градозащитников, была решена радикально — исторический объект продали в частные руки и по сути забыли. «Ларек Бояркина» разобрали, построив на его месте не менее безликое здание, зато - «под старину». «Высотку» на Ленина возвести не позволили, зато разрешили строительство «свечек» на бульваре Комарова, невзирая на возмущение местных жителей и некоторых городских депутатов.
Однако все эти малые достижения потерялись на фоне первого и главного скандала, сильно подпортившего репутацию Кушнарева-градоначальника. Речь идет о
катастрофическом пожаре в августе 2017 года на Театральном спуске. Разбушевавшийся огонь спалил тогда в одночасье более полутора сотен домов, оставив без крова почти 700 ростовчан.
Не потоп, так пепелище
Конечно, как Сергея Горбаня нельзя винить в страшном потопе, так и Виталия Кушнарева — в катастрофическом пожаре. Но вот, по мнению ростовчан, можно было предвидеть, что такое возможно, и вовремя позаботиться о превентивных мерах.
О засоренных ливневках, ставших причиной затопления, Горбаню твердили еще до аномального ливня. О том, что трущобы на Театральном спуске, именуемые в народе «Говняркой», могут вспыхнуть в любой момент, Кушнареву, вероятно, тоже было известно. Однако никакой реакции и в том, и в другом случае не наблюдалось.
Сходным образом градоначальника повели себя во время ЧП. Оба, похоже, просто растерялись, поэтому и не были к возмущению ростовчан особо замечены на месте трагических событий. За градоначальника Кушнарева пришлось отдуваться губернатору Василию Голубеву, который не посчитал зазорным срочно прибыть на пожарище и первым из представителей власти сообщить о мерах по ликвидации последствий случившегося.
А после была эпопея с погорельцами, упорно боровшимися за свои права на компенсацию утраченного имущества. Ее, по мнению самих потерпевших, чиновники растянули на возмутительно долгий срок, и удовлетворены оказались не все. Градоначальник при этом от процесса как бы отстранился, и это погорельцы до сих пор ставят ему в вину.
Опять 25
Меньший по масштабам, но не менее острый по реакции горожан скандал разразился сразу после «пожарного». Поводом стало повышение цен на проезд в городском транспорте.
Что говорить, любая непопулярная мера властей в России всегда болезненна. Граждан следует готовить к ней исподволь - терпеливо объясняя, убеждая и приучая к печальной необходимости. Не так случилось при Кушнареве, когда о существенном взлете цены на проезд администрация объявила с бухты-барахты. При этом процесс изменения тарифа был настолько плохо подготовлен, что сам градоначальник
путался в ценах и сроках. Первоначально он заявил, что цену проезда поднимут с августа и она будет составлять в тех же автобусах 25 рублей наличными. Но после выяснилось, что это не так, и чиновникам пришлось нивелировать поспешное заявление своего начальника. В итоге после нескольких переносов с датой определились - 1 октября, а цену на проезд уменьшили на рубль.
Кроме неразберихи в датах и цифрах, ростовских пассажиров раздражала проблема безналичной оплаты. Сити-менеджер опрометчиво заявил, что их владельцам можно не платить за проезд в случае, если терминал оплаты не работает. Водители такую позицию не разделили, в результате чего
конфликты между ними и пассажирами едва не доходили до драки. И вся эта нервотрепка тоже не могла не сказаться на репутации градоначальника, который, получается, не заставляет прислушиваться к своим словам.
Мундиализация по-ростовски
О том, как замечательно преобразится Ростов к чемпионату мира по футболу, стали говорить задолго до лета 2018 года. Однако насколько велики оказались обещанные изменения? Если отбросить аэропорт Платов и обновленный Ворошиловский мост (за то и другое в конечном счете отвечали федералы и областное правительство), то ничего сверхъестественного донская столица не приобрела. Кроме разве что новой тротуарной плитки и лавочек на Большой Садовой да открытия Левобережного парка. И то, с каким скрипом претворялись в жизнь эти широко распиаренные проекты, не сделало чести городским властям во главе с Виталием Кушнаревым.
У ростовчан еще живы в памяти воспоминания о том, как им приходилось перепрыгивать ямы и колдобины на разоренной строителями главной улице города, реконструкция которой уж очень затянулась. В мэрии сначала пообещали завершить укладку плитки к октябрю, потом — к декабрю. В итоге закончить работы удалось только в следующем году практически впритык к моменту открытия ЧМ-2018. Это при том, что
недоделанной осталась улица Станиславского, на ремонт которой бюджет выложил сумму почти в миллиард рублей.
Не сразу выяснились истинные причины "пробуксовки" тротуарных работ. В мэрии предпочитали не афишировать, что они затягиваются
из-за судебной тяжбы между подрядчиками. Чиновники предпочитали озвучивать другие «объективные» обстоятельства. Типа того, что укладке плитки мешает ремонт фасадов.
Кстати, о фасадах. Процесс приведения их в порядок - один из важных моментов «мундиализации» Ростова. С ним связано немало забавных историй. Так СМИ, включая федеральные, облетела история о том, как рабочие "преобразили" лепнину на одном из исторических зданий Ростова с помощью
пластиковых бутылок-«полторашек». Еще забавнее выглядела «баннерная» реконструкция ростовских домов. Один из ветхих фасадов затянули, к примеру, полотнищем с
радостными лицами ростовчан, приветствующих гостей ЧМ-2018.
Но больше всего протестов все-таки вызвало у горожан озеленение по-ростовски.
От «плитка Горбаня» к «газону Кушнарева»
В одном из своих выступлений Виталий Кушнарев озвучил суммы, которые город выделяет на зеленые насаждения. По его словам, счет идет на сотни миллионов рублей. Однако как-то так получается, что несмотря на щедрое финансирование в городе в преддверии ЧМ возникли
«газоны Кушнарева», которые после красноречивого поста в соцсетях стали такими же нарицательными, как «плитка Горбаня».
Возмущение горожан вызвали не только эти массово выгоревшие на солнце травяные рулоны, но и молодые деревца и кусты, погибшие от жары и небрежного ухода в новом Левобережном парке.
А вот Виталий Кушнарев на бедственную ситуацию не отреагировал практически никак — разве что единожды потребовал от коммунальщиков поливать гибнущие растения (как будто те сами об этом не догадывались!). Зато сами ростовчане, преисполнившись жалости к умирающим зеленым насаждениям, стали
сами их поливать и призывать к тому же других неравнодушных жителей донской столицы..
Показательно, что трава массово увяла даже перед зданием областного правительства, что дало повод губернатору потребовать от градоначальника
застелить городские газоны по-новой.
И их стелют до сих пор, невзирая на холода. По сообщению ошеломленных ростовчан, рабочие укладывают рулонную траву прямо на замерзшую почву - авось, приживется. Ну, а не если не приживется, появятся новые «газоны Кушнарева» - не засохшие, так замерзшие.
По ухабам "транспортной революции"
Но настоящим апофеозом деятельности горадминистрации во главе с градоначальником несомненно стала в уходящем году реформа городского транспорта.
С чьей-то подачи ее в свое время пафосно окрестили «транспортной революцией». «Революции», правда, не получилось. Зато едва не случился бунт ростовчан, которым чиновники дали вспомнить и огромные очереди на остановках, и давку в автобусах, которые приходилось дожидаться часами.
А ведь какая была замечательная идея — заменить разваливающиеся на ходу ростовские маршрутки на новые комфортабельные автобусы средней вместимости, одновременно скорректировав устаревшую транспортную сеть донской столицы. В процесс грядущей реформы был привнесен даже модный экологический элемент: мол, новые автобусы будут ездить на газомоторном топливе, а, значит, меньше загрязнять окружающую среду. Ну и электотранспорта прибавится, включая, такую экзотику, как экспериментальный электробус.
И вот грянуло 1 ноября, а вместе с ним — взрыв возмущения ростовчан, заполонивших остановки в безнадежном ожидании хоть какого-нибудь общественного транспорта, который вдруг перестал ходить.
Правда, в некоторых местах транспорта оказалось даже больше, чем следовало. На популярные маршруты №94 и 96 одновременно вышли автобусы двух компаний - АТП-3 «Транссервис» и ООО «Ипопат-Юг». Скандальная неразбериха случилась из-за того, что старый перевозчик в лице АТП-3 не смог смириться с поражением в муниципальном конкурсе, выигранного новым транспортным оператором «Ипопатом».
Как показали дальнейшие события, смена «извозчика» ничем хорошим для горожан не закончилась. Из-за острой нехватки водителей «Ипопат» смог вывести на линию куда меньше автобусов, чем декларировал городским властям. В результате толпы на остановках буквально штурмовали редкие машины, курсирующие, как придется.
Аналогичная картина наблюдалась по всему Ростову. Дошло до того, что на Днестровском пассажиры, отчаявшиеся из-за того, что переполненные автобусы проезжали мимо остановки,
подняли бунт и перегородили им дорогу.
Между тем, градоначальнику Виталию Кушнареву сложившаяся ситуация поначалу катастрофической не показалась. Он отделался тем, что попросил горожан «набраться терпения» и тут же попал в
интернет-мемы.
Одними мемами дело не ограничилось. Недовольные горожане разместили
петицию за отставку. Виталия Кушнарева, которую в настоящий момент ее подписало больше шести тысяч человек. Для сравнения, размешенную на той же интернет-площадке
петицию за отставку Горбаня подписало восемь тысяч ростовчан. Но с его уходом она была закрыта. А вот нынешний сити-менеджер оставлять свой пост, похоже, не собирается. И кто знает, сколько еще жителей донской столицы проголосуют за прекращение его полномочий. Толку от этого, правда, немного, но все-таки хоть какое-то общественное мнение,на которое могут обратить внимание в высоких коридорах власти...
Слышим голос из прекрасного далёка
И напоследок об удивительном. Если отвлечься от местной суеты и взглянуть на ростовского градоначальника с сияющих федеральных высот, то он будет выглядеть совсем неплохо - далеко не на «троечку», как некогда сам себя оценивал.
К примеру, в ноябрьском рейтинге первых лиц столиц субъектов ЮФО, составленном таким влиятельным источником, как «Медалогия», Виталий Кушнарев занял почетное второе место — сразу после градоначальника Краснодара.
«Глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев сдержал обещание, данное в середине сентября на пресс-конференции журналистам: вернул на прежний пост своего зама Владимира Сакеллариуса [изначально уволенного, кстати, по утрате доверия - прим. ред] , - сообщает
«Медиалогия». - Также Виталий Кушнарев рассказал о достижениях "транспортной революции" – работа транспорта стала лучше, а число автобусов увеличилось».
Нужны ли тут комментарии? Ну разве что добавить, что столь нелюбимый ростовчанами Сергей Горбань на федеральном уровне тоже показал себя молодцом. В марте этого года он
нашелся на посту помощника депутата Госдумы РФ Евгения Москвичева.