Скорее всего, эту поездку «навеяло» министру ежегодное послание к Федеральному Собранию РФ Президента России. Среагировал И. Левитин за считанные дни. Напомним:
В. Путин, касаясь транспортных проблем, особо выделил трассу М-4, прошелся по ее разрушающимся мостовым переходам, строительство которых начато еще в советские годы, по печальным итогам ДТП. Он назвал все это «абсолютно недопустимым». Для решения дорожных проблем Президент предложил дополнительно выделить 100 млрд. рублей, из которых большая часть должна уйти именно на М-4. Она должна стать высококачественной федеральной трассой, достойным отрезком международного Критского транспортного коридора ?9.
Напомним, что М-4 «Дон» соединяет центр России с ее югом и ведет к стратегическим морским портам. Она была спроектирована и построена в 60-е годы прошлого века по требованиям дороги третьей технической категории – с шириной дорожного полотна в 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки, которые с тех пор значительно возросли. Так что магистралью М-4 можно считать чисто условно. Не может она быть таковой, если вереницы машин ползут с черепашьей скоростью –
40-60 км в час.
По территории Ростовской области проходит 342 км М-4, из них 137 км относятся к первой технической категории, а 205 км – ко второй. Лишь 28,7 км дороги имеют 4 полосы движения. За последние два года было реконструировано 17 км магистрали на сумму 1,87 млрд. рублей. В этом году планируется реконструировать почти 14 км дороги.
...В Ростов г-н Левитин прибыл на двух автобусах вместе с внушительной свитой столичных чиновников, специалистов и журналистов. Здесь прошло совещание, на котором спрашивали с глав крупнейших строительных фирм и проектных организаций страны. Как правило, они обещали сделать все очень качественно и в срок – если, конечно, будет достойное финансирование.
Правда, задача эта сложнейшая. Именно поэтому министр Левитин заявил:
– Было предложение создать штаб по строительству дороги. Мы подумаем, как к этому отнестись. Понятно, что один Росавтодор не сможет организовать всю работу. Будем создавать межведомственную группу с участием наших коллег и регионов.
Любопытно, что глава ГипродорНИИ вместо того, чтобы говорить о концептуальных вещах, больше сетовал на то, что проектировщиков хронически недофинансируют. Надо раз в 10 больше платить, тогда и отдача будет – как в Америке. Именно после этого пассажа возник поучительный диалог. Проблему качества проектирования ребром поставил губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Он подверг острой критике то, что трасса не оборудована, там почти нигде нет хотя бы примитивных съездов, площадок, где можно было бы перекусить за столиками. Сходить в теплый туалет, цивилизованно выбросить мусор. Тем временем в 50-метровую полосу отчуждения лезет кто попало и строит что угодно.
– Строим дорогу, не думая, что она для людей, – заявил Владимир Федорович. – Меня это просто поражает в проектных работах.
На этот упрек постарался ответить руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Он признал:
– К несчастью, мы только сейчас начинаем возвращаться к нормальным проектам, чтобы, в частности, развязки были в двух уровнях. Мы всегда до последнего времени занимались удешевлением проектов. Выбрасывали все, лишь бы обеспечить движение. Только сейчас мы возвращаемся к тому, о чем вы, Владимир Федорович, говорите.
Правда, на вопрос, куда же он ходит в туалет, когда ездит по вверенным ему дорогам – уж не в лесополосу ли? – г-н Белозеров отвечать отказался.
На совещании также обсуждались вопросы строительства северного и южного обхода Ростова-на-Дону, которые позволят соединить федеральные дороги М-4 и М-23, а также М-4 и западный подъезд к областному центру. Речь шла и о том, чтобы усилить участие Центра в реконструкции дорог, становящихся альтернативой для М-4, которые соединяют Ростовскую область со Ставропольем, Кубанью и Волгоградской областью. До сих пор основные средства вкладывает в них наш областной бюджет. И это явная несуразица – ведь дороги эти давно перешагнули областной уровень и имеют федеральное значение, причем – стратегически важное.
Резюмируя итоги совещания, губернатор РО заявил:
– Я считаю, что дорога М-4 будет реконструирована в намеченные сроки.
Каковы же эти сроки? И. Левитин заявил, что реконструкция М-4 «Дон» будет завершена к 2014 году. На протяжении всей дороги от Москвы до Ростова-на-Дону будет обеспечено 4-полосное движение. На реконструкцию и ремонт дороги в 2007-2009 годах будет направлено 60 млрд. рублей. Уже в 2008 году начнется формирование спасательной службы вдоль трассы. При этом будет обеспечен 30-минутный подъезд спасателей к любому месту трассы. Она будет также оборудована вертолетными площадками.
К 2009 году на всей протяженности трассы будет обеспечено по две полосы движения в каждую сторону. Останутся всего два участка в Ростовской и Воронежской областях с двусторонним движением, однако наиболее опасный участок от Москвы до Воронежа будет обеспечен 4-полосным движением. К 2012 году появится сквозной проезд на всей протяженности трассы. При этом лишь к 2014 году М-4 на всем протяжении будет соответствовать требованиям, предъявляемым к дорогам I категории.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.