На Дону сделаны первые шаги по реформированию системы местного самоуправления. Основы его были определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федерация определила стратегическое направление реформы, но основная работа ведется, конечно, на местах.
На встрече с журналистами в агентстве «Интерфакс-Юг» заместитель губернатора РО Сергей Кузнецов сказал, что закон сложен для восприятия, но нацелен на сближение власти и народа.
Новшества в большей степени затронут не горожан, а селян. «Реформу, которая напрямую влияет на людей, - заявил на пресс-конференции Кузнецов, - нельзя проводить, сидя в кабинетах и не выходя на прямой диалог».
Рабочие группы из представителей обладминистрации, муниципалитетов объехали почти все населенные пункты Ростовской области, встречались с гражданами на сходах, разъясняли. Ведь многие решения могут быть приняты только с согласия населения. Сейчас пока реализуется первый этап реформы – установление границ муниципальных образований. В данный момент в Ростовской области 55 городов и сельских районов. Из них городов – 12. Четыре района имеют в своем составе город плюс сельский район. 39 районов – чисто сельские. Кроме того, имеются 489 поселковых и сельских администраций. Некоторые поселки административно попали в городскую зону с партийно-советских времен, когда граждан ставили на партучет в парторганизации ближнего города. Это и Гуково с разрозненными поселками в его составе, и поселок Донской в 16 километрах от Новочеркасска, и железнодорожный узел Лиховской, отдельно лежащий от Каменска, и многие другие. Всего в Ростовской области 12 населенных пунктов, которые не имеют общей территории со своим городом, но административно относятся к нему.
Отсюда первый принцип муниципальной реформы – единство территории. Второй принцип – пешая доступность до центра муниципального образования (поселения). Останавливаясь на этом принципе, Сергей Кузнецов сказал, что с сегодняшних позиций, пеший подход, может быть, даже вызывает улыбку. Но такова мировая практика. В случае необходимости гражданин должен в один день добраться до органа местной власти и вернуться домой.
Сколько человек будут проживать в одном муниципальном образовании? Ростовская область отнесена к субъектам РФ с высокой плотностью сельского населения. Значит, численность МО – не менее трех тысяч человек. И одна тысяча селян допустима в районах с редкими хуторками, например, в Дубовском.
Сколько чиновников будут работать во благо граждан? За последние два года численность муниципальных служащих сократилась на 800 человек. Перед этим, отметил Сергей Кузнецов, рабочие группы выезжали на места, анализировали, чем конкретно занимается каждый работник муниципалитета. Трудноуправляемый, например, процесс – выдача справок. По служебной инструкции, чиновник, может быть, и не должен ее выдавать. Есть, однако, у посетителя работодатель, которому нужна… выдуманная им самим справка. Куда же гражданин пойдет за помощью, как не в орган местной власти?
«Не чиновников нужно бояться, на мой взгляд, - сделал акцент Сергей Кузнецов, - а тех, кто устраивает барьеры и получает на этом дивиденды. Или тех, кто пытается показать свою значимость и важность, раскручивая бюрократическую машину».
Губернатор Владимир Чуб, по словам Кузнецова, требует, чтобы инструкции для областных и муниципальных служащих (что делать каждому) были просты и понятны. Тогда более понятной для населения будет власть в целом.
Конечно, полностью довольно работой власти население никогда не будет. Это, наверное, закон человеческого общества. Тем не менее, из ситуации можно извлечь пользу. Критика из уст людей – это подсказка, куда нужно перераспределить властные ресурсы. С 2006 года численность персонала в местных администрациях, по всей видимости, все-таки увеличится. Новые сотрудники, однако, будут добавляться «точечно», под конкретные полномочия. При этом не все они будут в статусе муниципальных служащих. Многим придется исполнять чисто техническую работу. Выдавать те же справки, например. А это уже другие квалификационные требования и иные затраты бюджета.
В этом году на обучение государственных и муниципальных служащих области потрачено более 7,5 миллиона рублей из бюджета. Проводится как теоретическая, так и практическая подготовка специалистов. Во всех сельских и поселковых администрациях введены дополнительные единицы финансовых работников, и эти администрации наделены полномочиями по расходованию средств местных бюджетов.
По каждому муниципальному образованию будет принят свой закон. Пока депутаты Законодательного собрания РО приняли только один документ, по Песчанокопскому району.
В ходе реформы поселенческий уровень власти получит обширные полномочия. Здесь и составление, и исполнение местных бюджетов, и управление муниципальной собственностью, и многое другое.
Главная цель проводимых преобразований – очертить круг вопросов, за который должен отвечать каждый уровень власти, наделить его доходными источниками, необходимым для качественного их решения. Новое законодательство очерчивает зоны ответственности каждого уровня власти, вплоть до самого минимального – поселения. Близость власти к населению будет заключаться в том, что проблемы людей будут решать представители местной власти, которые хорошо знают эти проблемы и понимают, как подойти к ситуации нестандартно, как сделать, чтобы жизнь на местах стала лучше. Ведь каждый поселок сам по себе, надо признать, уникален. В ходе реформы муниципалитеты обретут финансовое наполнение и финансовый рычаг для разрешения ситуаций, которые прежде казались неразрешимыми.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.