Анализируя мотивацию действий современной элиты общества, необходимо отметить, что функции производства, накопления и трансляции потребностей, интересов, ценностей, норм элиты современного постиндустриального общества являются структурным звеном в цепи факторов, трансформирующих мотивационные процессы во всем обществе. Сама элита также изменяется от структурного до индивидуально-психологического уровня.
Для констатации изменений системы мотиваций поведения элит необходимо проанализировать структуру элиты как общественного субъекта и мотивацию отдельного ее представителя.
Итак, какие изменения происходят в структуре элиты?
Значительные изменения в обществе, соответствующие переходу к постиндустриальному его состоянию (информатизация, глобализация, демократизация, либерализация, научно-техническая революция, рост значения высокоинтеллектуального труда в производстве и управлении, духовной сфере), отразились на формировании функционально-технологических концепций элиты (Т. Веблен, Дж. Бернхем, Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Э. Тоффлер и др.). На позиции новых элит претендуют: инженерно-техническая интеллигенция, менеджерско-бюрократический аппарат, учено-экспертные группы. Появились новые властные институты – «технократия» и «спецнократия», которые занимают верховную позицию в пирамиде власти. Такая трансформация в элитарных структурах становится возможной благодаря новой доминантной общественной ценности – информации. Она по-новому решает вопрос о собственности, а, следовательно, и вопрос власти.
Начавшийся XXI век показывает, что в западных элитах не видно качественно новой группы, которая бы стала доминирующей в мировом порядке. Почему?
Первое – не происходит смены доминантной общественной ценности. Свободно конвертируемый капитал пока не уступил своих позиций информации как таковой. Второе – в постиндустриальном мире все более углубляется экономическая детерминация политической, социальной и духовной сферы. Власть концентрируется в руках финансового капитала и зависимых от него элитных групп. Третье – проявилась плодотворная способность старых элит к массовым перегруппировкам и ответам на вызовы времени. Это, во-первых, процессы ассимиляции, циркуляции элит. Это – всевозможные процессы сращивания и взаимоперехода экономических, политических и административных элит. Непрерывная циркуляция руководителей усиливает монолитность руководящего пространства, обеспечивает сплоченность, унифицирование интересов правящего класса. Во-вторых, процессы рекрутирования новых членов только из своих собственных структур и верхушек тех самых элит «техноструктуры», которые входят в политико-административно-финансовый состав. В-третьих, повышение интеллектуальной, наукоемкой составляющей в процессах властвования.
Элитарная система постиндустриального общества приросла и новой составляющей – элитой «техноструктуры». Входящие в нее ученые и управленцы выполняют специфические узкопрофессиональные функции по обслуживанию капитала.
В ходе глобализационных и информатизационных процессов возникают новые международные институты хозяйствования, управления и координации, имеющие надгосударственный или общенациональный статус (ТНК, ОПЕК, ООН, НАТО и т.д.). Данные организации повлекли за собой качественное вертикальное изменение в структуре власти и образование международных экономических и бюрократических элит.
К главным новым интересам экономических и политико-административных элит в постиндустриальном обществе следует отнести контроль над глобальными информационными сетями и институтами масмедиа, для обеспечения интенсификации финансово-экономических процессов и военной безопасности («информационные войны»), обеспечения легитимности в условиях действия либерально-демократических норм и ценностей. Второе - контроль в сфере производства конвертируемого знания (информации). Научно-техническая и информационная революция явила миру целый ряд новых и модифицировали старые отрасли знания. Сферы их применения различны, от «интеллектуализации» экономических процессов до научных моделей манипулирования сознанием. Третье – поддержание, сохранение существующих угодных общественно-политических режимов и унификация правовых и хозяйственных норм и культурных ценностей остальных. Угрозы геополитических, глобальных социальных кризисов и т.д., выводящих систему из равновесного состояния и, с некоторой долей вероятности, влекущей смену существующих элит, заставляют правящие слои объединять свои усилия.
Групповые интересы элит, относятся к базовым, фундаментальным, группообразующим, но ни как не могут определяться как общечеловеческие, не имеют статуса общезначимости.
В условиях глобализации и информатизации ценности элитарной культуры стали достоянием широких народных масс. С другой стороны, расширение коммуникационных каналов позволяет представителям нижних слоев общества участвовать в «мифотворчестве». Поэтому резкое разграничение между «высокой» (элитарной) и традиционной (народной) культурой исчезает. Усилились процессы ассимиляции в культурном пространстве с различными социальными стратификационными группами под воздействием массовой культуры, которая занимала промежуточное положение между народной и элитарной культурами.
Человек, включенный в культурно-исторический процесс в качестве индивида, подвергается воздействию современных западных культурно-мировоззренческих ценностей. И сам представитель элиты становится носителем этих ценностей (индивидуализм, гражданское общество, право, рынок, собственность, прогресс, свобода, разум, эгоизм, вещизм, в т.ч. и в отношении других людей, бодицентризм и культ удовольствий).
Новые потребности, которые становятся общезначимыми уже сейчас, составляют именно потребности элиты.
Первая из них – потребность в экологической безопасности. Рассогласование биосферных процессов и неконтролируемые эпидемии (одни тайфуны и птичий грипп чего стоят) угрожают человеку как виду. Данная потребность, естественно, входит в состав основных потребностей всего человечества, но наиболее осознанной она выступает в мотивационной системе хорошо информированных индивидов, которыми и являются представители элиты.
Вторая – мечта о физиологическом бессмертии. Вопрос о потребности в вечной жизни в разных культурах, на разных этапах цивилизации решался по-разному. В современной западной культуре с аморфной религиозной составляющей основные смысложизненные ценности находятся в сфере действия молодого, здорового и успешного «человеческого организма». А при отсутствии сколько-нибудь удобоваримых смыслов и целей проявляется одна-единственная, но четкая тенденция в человеческом поведении к поглощению социальных смыслов (к примеру, чувственных земных удовольствий), потреблению как смыслу жизни. Исследования в области старения человеческого организма, основанные на методах генной инженерии, рассматривающей достижения в управлении процессами регенерации с помощью «факторов роста», эмбриональными стволовыми клетками, теламерами ДНК, научно подтверждают преодоление старости и физиологической смерти в достаточно недалеком будущем. Огромные бюджеты, на это затрачиваемые, по сравнению с другими медицинскими исследованиями говорят о том, что это волнует прежде элиты, обладающей потенциальной возможностью в ее удовлетворении. Следует отметить, что данная потребность наиболее характерно отражает процессы, происходящие в пространстве постиндустриализма.
Все новые потребности, интересы и ценности современной элиты – новые не по форме, а исключительно по содержанию, ибо история человечества имеет любые аналоги.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.