По натуре Петр Косов всегда был человеком скромным. И в Ростовском госуниверситете, где учился на историческом факультете, и позже, когда работал по специальности в Старочеркасском музее-заповеднике, и в начале перестройки, когда неожиданно для многих стал одним из лидеров и идеологов казачьего движения. Правда, при этом был, как и положено казаку «в седьмом колене», не по годам настырен и упрям и всегда знал, куда и зачем нужно идти.
Смешение этих противоречивых качеств, да еще редко встречающаяся в наши дни отзывчивость, привлекала к нему многих и очень разных людей. Вышло так, что приглянулся молодой атаман и тогдашнему президенту Ингушетии Руслану Аушеву, предложившему ему должность военного советника. А тут, неожиданно для многих, случилась первая чеченская война. Неожиданно для многих, но только не для казачьего историка Петра Косова, который к тому времени в атаманской иерархии поднялся столь высоко, что был среди тех, кто присутствовал при подписании Договора между тогдашним главой Чечни Дудаевым и названным атаманом Козицыным. Как вспоминает Петр Севастьянович, исторические аналогии ему так и подсказывали, что может быть большое кровопролитие.
Первые недели, правда, большой крови не было. Чеченцы подряд запросто отпускали российских пацанов, по глупости попавших к ним в плен. Но армейская верхушка готовила большое вторжение, намереваясь «с одним парашютным полком взять Грозный». Чем это должно закончиться отдавший немало времени военной истории России Петр Севастьянович не мог не понимать.
И вот тогда предчувствие большой беды и погнало его срочно начать высвобождать сначала земляков-казаков, а потом и всех кого мог. Помогали в этом атаману его верные казаки, а потом и прошедшие Афган и другие горячие точки боевые офицеры, знавшие, что через месяц будет большое наступление и что для освобождения счет пошел на дни. За тот месяц атаман Косов освободил из плена сразу 39 человек, действуя где, как говорят казаки, «лаской, а где сказкой». Немало помог и статус советника Аушева, да и знание кавказских обычаев пригодилось.
Как-то тогда это никаким подвигом не считалось, а было нормальным велением сердца да долгом. Так что немало удивилось большинство работников созданной несколько лет назад Петром Севастьяновичем самой что ни на есть мирной фирмы «АгроЗемИнвест» (занимается элитными сортами семян), когда в один прекрасный день к их директору пришел полковник ГРУ и вручил ту самую медаль Минобороны «За укрепление боевого содружества». Но еще больше удивились, когда киношники предложили снять документальный видеофильм «Эпизоды времен первой чеченской войны» в качестве главного героя.
Сам полковник Косов, человек набожный, говорит скромно что на все-де воля божья. И мечтает восстановить церковь Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Малый Мишкин под Новочеркасском – рядовом имении атамана Платова, там и похороненного.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.