Весной на улицах города параллельно с повышением температуры воздуха увеличивается и количество молодых людей с разноцветными баночками в руках. Помимо традиционного пива молодежь уже давно подсела на слабоалкогольные коктейли. Эти напитки могут купить практически без ограничений и 20-летний студент и даже 10-летний школьник — «из-под полы»
В Россию баночные коктейли стали завозить в начале 90-х из Европы, а первое производство появилось в 1995 году. А в 2002 году в Новочеркасске родился мальчик Саша, у которого знакомство с алкогольной шипучкой чуть не стало роковым. О том, что в хуторском магазине продается вкусный напиток, он узнал в школе, услышав разговор старших ребят в школе. 10-летний пацан запомнил название, и когда в выходной день они гуляли с друзьями, решил купить «бомбовский напиток». «Мы зашли в магазин, и я спросил: есть ли такой-то напиток, — рассказал Саша. – Продавщица сказала, что есть. Мы купили полуторалитровую бутылку и стаканчики. Напиток действительно был вкусным, и о том, что там алкоголь, я не знал. Обычная газировка, только привкус был странный, но вкусный». По словам Саши, он выпил четыре стакана, а пятый не смог – случайно выронил из рук. Именно он мог стать роковым. Как сказали врачи «скорой», которые приехали после того, как Саша потерял сознание, еще бы граммов 50 и пацана они бы не спасли. Сейчас Саша и его мама ездят в больницу почти каждый день. История болезни от результатов анализов пухнет на глазах. Магазин в Яновском, где «вкусная шипучка» была продана ребенку, которому при всем желании ну никак нельзя дать 18 лет, попрежнему работает. Участковый отреагировал, опросив мать Саши, а крайней в этой истории может оказаться дуреха-продавщица, которая продала, не подумав об ответственности перед законом, спиртной напиток 10-летнему пацану.
Молодым везде у нас дорога
Очень много говорится с высоких трибун о борьбе с потреблением алкоголя среди молодежи и особенно несовершеннолетних. Вот только формы этой борьбы соизмеримы по КПД с аналогичным показателем у паровоза. Примером могут служить, казалось бы, вполне логичные меры, узаконенные правительством. Так, после 23.00 покупать крепкий алкоголь в России запрещено. Вот только действует этот запрет, как показала практика, не в отношении молодых любителей спиртного, а тех, которые из клуба «кому за тридцать». «Водку, коньяк, вино в основном берут взрослые мужчины и женщины ну примерно от 30 и старше, — говорит Екатерина Пархоменко, продавщица одного из супермаркетов. – Студенты берут пиво, слабоалкогольные коктейли, по праздникам — сухое вино и шампанское. Крепкий алкоголь молодежь берет редко». Так что оградить молодежь от 100-процентного потребления алкоголя закон о ночной торговле спиртным не может. Между тем, слабоалкогольные коктейли, популярные у подростков, толкают их по мере взросления к увеличению «градусности». И этому способствуют производители. В этой связи в одной из компаний, заполнившей рынок алкогольной шипучкой, родилась идея продвижения своего нового продукта под названием легендарного советского бренда — водка «Столичная». К счастью, идея провалилась. Потребители коктейлей в основе своей — люди молодые. Им неизвестна и неинтересна славная история водки «Столичная». А старики, которые к ней небезразличны, в большинстве своем не пьют баночные коктейли. Им по-прежнему близок дешевый портвейн и прочие плодово-ягодные суррогаты.
Алкогольная слабость
Официально исследователи алкогольного рынка в стране отмечают, что возраст основных потребителей слабоалкогольных коктейлей — 18-25 лет. Однако в расчеты не входят те, кому меньше 18 лет, а их не так уж и мало. Загвоздка в самом отношении к слабому алкоголю и причинах его популярности у молодежи. Во-первых, само по себе название «слабоалкогольный коктейль» несет в себе что-то несерьезное, однако содержание алкоголя в таких коктейлях колеблется от 5 до 12 процентов, что ставит их в один ряд с крепким пивом. К примеру, одна пол-литровая баночка приравнивается к 0,7 л. светлого пива или к 50-80 граммам водки. А ведь многие молодые за вечер выпивают несколько таких банок. «На работе не пью, — говорит строитель Александр Княжев. — А после могу принять 2-3 банки «редика» (слабоалкогольный энергетик — Прим. Ред.). Отлично помогает от усталости». Его друг и сосед по домам на улице Портовой в Ростове Игорь Симонов категоричен: «Саша, я себе желудок сорвал этими коктейльчиками. Уж лучше водку по праздникам, чем эту дрянь каждый день». Удивительно, но наши молодые граждане прекрасно разбираются во всевозможных добавках, обозначенных на этикетках слабоалкогольных баночек. Интернет им оказывает подмогу. Однако даже среди «продвинутых» есть те, кто не в силах преодолеть синдром зависимости от всяких «редиков», «леопардиков», «абсентиков» и др. Незаметно для самого тинэйджера или молодого человека формируется сначала психическая, а через год— максимум два и физическая зависимость от «слабого» алкоголя. На фоне тотального потребления студентами и школьниками дешевого пойла попытки государства и различных политических организаций как-либо риостановить этот процесс выглядят по меньшей мере жалко. Несмотря на то, что в России слабоалкогольные коктейли запрещены к рекламе, они все равно пользуются популярностью по принципу передачи позитивной информации через интернет или «из уст в уста». Можно с уверенностью утверждать, что «баночки» полностью вписались в российскую молодежную суб-культуру. А проводимые несколько раз в год показательные рейды по выявлению продавцов, реализующих их несовершеннолетним, никого из содержателей торговых точек не пугают. Все это позволяет сделать вывод, что у производителей «слабого» алкоголя и пива в законодательной власти имеются сильные позиции. Ну еще бы не быть, если пустым словам о здоровье нации противостоят миллиардные прибыли.
Владимир ОРЛОВ
ИД "Провинция" "Газета Дона"
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.