Конечно же, как было принято в то время, о четком юридическом обеспечения прав собственности владельцев садовых участков никто и не задумывался. Да и вообще такое понятие, как «частная собственность», практически не существовало.
Все изменилось в середине 90-х годов, когда государство и некоторые особенно ретивые бизнесмены поняли, какую ценность представляют из себя выделенные некогда за бесплатно садовые участки, множество из которых вошли в черту городских агломераций, а значит стали рентабельными территориями для потенциальной коммерческой застройки.
Согласно закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 1998 года, каждое такое объединение является юридическим лицом, но при этом не является административным образованием. А значит решение таких проблем, как водо- и энергоснабжение, коммунальные услуги, инфраструктура находится под большим вопросом, который не каждое садоводческое некоммерческое товарищества СНТ в состоянии решить самостоятельно.
Взять хотя бы ситуацию с видами заполнения бланков, различной отчетности и получением справок, которую иначе, как бесчеловечной, назвать нельзя: формы меняются по нескольку раз в год – и так каждый год, нет никаких установленных «правил игры», огромное количество времени и сил у людей уходит просто на то, чтобы узнать, что и как им нужно сделать. Сами чиновники зачастую не разбираются, да и не хотят этого делать, в нововведениях – пока не получат взятку: начиная с шоколадки и заканчивая «деньгами в конверте».
Еще больше сложностей в сфере землепользования, определения границ садоводческих участков, вывода их из категории в категорию, передачи по наследству.
При всех этих проблемах садоводческое движение в России имеет огромный потенциал. Во-первых, оно продолжает способствовать повышению материального уровня жизни людей. Во-вторых, благодаря этому уже не только пенсионеры, но и активные граждане среднего возраста, временно безработные или работающие в условиях неполной занятости, испытывают интерес к труду в СНТ. Именно они заинтересованы в том, чтобы дачника прекратили иронически воспринимать, как копающего в земле фанатика. Дачник – это тоже уважаемый гражданин, собственник своей земли и приносящей ею сельхозпродукции. С осознанием этого сегодня уже начинается борьба с чиновничьим произволом и юридической неразберихой, нацеленная на развитие садоводческого движения как легального института гражданского общества.
Иван Самохин
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.