12 февраля 2005 г. в конференц-зале "Ростовского общественного собрания" в рамках Школы Публичной Политики Межрегиональной общественной организации «Открытая Россия» состоялся круглый стол «Судебно-правовая реформа: состояние и перспективы»
Слушатели школы имели возможность обсудить перспективы судебно-правовой реформы с экспертами: Максудовым Рустемом Рамзиевичем, руководителем направления «Программы восстановительного правосудия» Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа», Козловой Галиной Алексеевной, руководителем Фонда поддержки общественных и политических дискуссий, и Вороновой Еленой Леонидовной, судьей Ростовского областного суда, доцентом кафедры уголовного права и уголовного процесса Ростовского филиала Российской академии правосудия, учредителем «Региональной ассоциации специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области».
Особенный интерес вызвало выступление регионального эксперта Е.Л.Вороновой «Опыт Ростовской области в развитии судебно-правовой реформы: становление правосудия по делам несовершеннолетних».
Интересно, что ничего нового в идее ювенальной юстиции нет. Наша страна в начале прошлого века стала первой в Европе, в которой возникли ювенальные суды. В них акцент делался на меры призрения, присмотра за несовершеннолетними преступниками. Но советская система всё изменила, ввела карательную судебную практику, и развитие ювенальной юстиции прервалось на десятки лет. Сегодня всё возвращается на круги своя.
Отношение новой судебной системы к несовершеннолетним преступникам в новой России смягчилось. «Если в советские времена главной ценностью выступало государство, то теперь — права человека и гражданина, — рассказывает судья Ростовского областного суда и один из учредителей Ювенального центра Елена Воронова. — С принятием в 1993 году Конституции РФ изменилось всё законодательство. Появились новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, нормы которого соотносятся с международными. Они определили более мягкое отношение к несовершеннолетнему преступнику. Теперь судить нужно по новым процедурам. Например, если несовершеннолетний совершает преступление небольшой и средней тяжести, то у судьи есть два варианта: или назначить в качестве меры наказания лишение свободы, или применить меры принудительного воспитательного воздействия. К последнему мы склоняемся чаще. Однако воспитание применяется только в том случае, когда судья может быть уверен, что подросток исправится. А откуда это можно знать? Вот тут нам и нужен психологический портрет нашего подсудимого. А кто его будет составлять?».
Три года назад в нашем городе начала реализовываться программа ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних». Мы - одни из первых в России, кто принялся развивать ювенальную юстицию своими силами.
Главное в новом подходе к несовершеннолетнему преступнику — это изучение его личности. Необходимо не просто констатировать, что подросток совершил какое-либо преступление, но и стоит подробно изучить, почему он это сделал, в каких условиях живёт, какими потенциальными возможностями обладает.
Разумеется, доскональное изучение личности несовершеннолетнего не может входить в обязанности судьи, заваленного делами. Такую работу, казалось бы, должны проводить следователи. Но и они этого не делают.
«Судья решает судьбу, и он не вправе допустить брак в работе, — объясняет Елена Леонидовна. — Поэтому судьям были нужны помощники с функциями социальных работников. Такие люди у нас появились в 2001 году благодаря программе ООН. Они стали составлять психологический портрет подростка, изучать условия его существования, заполнять «Карты социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей».
Эксперимент углублялся, при Ростовском областном суде был создан координационный совет, в который вошли юристы, педагоги, соцработники, представители различных органов по работе с трудными подростками. Здесь разрабатывался методический инструментарий, обобщался опыт работы ювенальных судей, принимались меры к расширению географии проекта, проводились обучающие семинары. Возникла идея специализации — «ювенальный судья». Такая практика существует во всем мире: «Ювенальные судьи знакомы с малейшими нюансами в работе с несовершеннолетними преступниками. Такие судьи проходят специальное обучение, чаще всего даже работают в отдельном от остальных судей здании, — рассказывает Елена Воронова. — Вот в Канаде, например, реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей занимаются армии добровольцев (там это престижно!) и множество общественных организаций, которые своей деятельностью заменяют работу массы чиновников. Одну девочку, которая совершала кражи в музыкальном магазине, взяли под присмотр несколько организаций. Они помогли ей открыть другие свои таланты: способствовали записи собственного лазерного диска и участию со своими картинами в выставках. У нас в законе написано: передать несовершеннолетнего под присмотр. А кому?! Вопрос риторический».
Для развития ювенальной юстиции необходимо взаимодействие абсолютно всех органов, имеющих отношение к несовершеннолетним: правоохранительных структур, образовательных, общественных организаций. От нового закона ждут координации всех этих усилий. А пока работа ведётся во многом силами общественности.
К сожалению, всё хорошее когда-нибудь кончается, и программа ООН подошла к концу. Но на этом деятельность по выработке ювенальной технологии в нашем регионе не прекратится. Усилиями директора Ростовского филиала Российской академии правосудия Олега Степанова, председателя Ростовского областного суда Виктора Ткачёва, заместителя министра общего и профессионального образования Татьяны Зенковой и многих других известных руководителей был создан Ювенальный центр. Предполагается, что центр станет вести методическую, обучающую, организационную работу. Ближайшая его задача — поддержка создаваемого сейчас специализированного ювенального суда. Пока этому мешает только отсутствие подходящего помещения. Но судя по уже проделанной работе, даже такие препятствия для развития ювенальной юстиции не помеха.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.