– Ольга Павловна, новый федеральный закон – обычно повод для пересмотра региональной правовой базы. Что в этой связи уже сделано?
– Уже принят областной закон «О регулировании отношений, связанных с организацией розничных рынков на территории Ростовской области», а также четыре постановления администрации области по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации. Утвержден план организации розничных рынков на территории РО, в соответствии с которым органами местного самоуправления выдаются разрешения на право организации розничного рынка.
Приведу некоторые цифры, чтобы был понятен масштаб преобразований в рыночной сфере и количество затронутых ими людей. Всего по состоянию на начало нынешнего года на территории области действовали 223 розничных рынка различной товарной специализации. 139 управляющим компаниям органы местного самоуправления выдали к сегодняшнему дню разрешения на право организации рыночной торговли. Закрыты 24 рынка, не соответствовавшие требованиям федерального закона. 60 рынков изменили форму своей торговой деятельности: преобразовались в торговые комплексы и центры, ярмарки, магазины.
Отмечу, что все эти изменения не происходят кулуарно. Так, сведения о выданных разрешениях размещаются на сайте администрации Ростовской области – на портале Минэкономики – и обновляются по мере поступления с мест дополнительной информации.
– Федеральным законом установлено, что до начала работы на рынке торгующему необходимо заключить с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места. Все вроде бы правильно, но многие продавцы столкнулись с необходимостью тратить по нескольку часов, пока не зарегистрируются все желающие. Какова ситуация на сегодня?
– Реально существовавшую напряженность практически удалось снять. Основная часть продавцов уже заключила долгосрочные договоры с управляющими компаниями на предоставление торговых мест. Эта информация занесена в базы данных рынков, в результате чего на то, чтобы занять свое рабочее место, торгующим требуется минимум времени. Максимально упрощена процедура предоставления торговых мест на сельскохозяйственных рынках. Это относится и к гражданам, ведущим крестьянско-фермерские, личные подсобные хозяйства, занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством и осуществляющим торговую деятельность на универсальных рынках области. Продавцу просто необходимо предъявить удостоверение личности и документ, подтверждающий легальность происхождения продукции, предлагаемой на продажу: это может быть членская книжка общества садоводов, справка квартального о наличии личного подсобного хозяйства, выписка из похозяйственной книги. Подтверждением факта заключения договора о предоставлении торгового места по упрощенной системе является наличие чека контрольно-кассовой машины.
– Кстати о кассовых машинах. Много нелестного пришлось в свое время выслушать по поводу требования использовать их чуть ли не поголовно. А как сейчас? Кому конкретно необходимо иметь «кассу», а кто пока может работать и без нее?
– Контрольно-кассовые машины не обязаны иметь предприниматели, осуществляющие продажи на рынках, ярмарках и в других местах, отведенных для торговли. Исключение составляют находящиеся на этих территориях обустроенные торговые места, обеспечивающие показ и сохранность товара. К ним относятся магазины, павильоны, автофургоны, помещения контейнерного типа, открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами и
т. д. От использования контрольно-кассовых машин также освобождаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков.
– У торгующих на розничных рынках всегда имелось много претензий к различным контролерам. Кто сегодня осуществляет контроль за деятельностью рынков? И согласуется ли как-то между собой работа проверяющих из различных органов?
– Торговую деятельность на рынках области контролируют сотрудники миграционной службы и милиции общественной безопасности, специалисты Роспотребнадзора, управления ветеринарии, представители ряда других служб. У каждой инстанции свои полномочия, но при этом у всех одни цели – обеспечить реализацию только доброкачественной продукции, не допустить продажу контрафактного товара, в полной мере обеспечить защиту прав потребителей и реализацию комплекса мер антитеррористической безопасности.
Да, мне приходилось слышать жалобы, что-де «замучили» стихийными проверками. В этой связи сейчас принято решение проводить контрольные мероприятия в соответствии с планом, разработанным администрацией Ростовской области, а также в рамках деятельности рабочей группы, созданной при Роспотребсоюзе.
Хочу обратить ваше внимание, что во исполнение закона «О розничных рынках...» 19 июля принят еще один федеральный закон – «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках», который предусматривает ответственность управляющей рынком компании за нарушение положений закона о рынках. Однако положения этого закона не распространяются на нарушения, выявленные при продаже товаров на ярмарках временного характера и нарушения, зарегистрированные при предоставлении торговых мест в упрощенном порядке для граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством. Закон вступил в силу с 1 августа 2007 года, за исключением положений, касающихся организации деятельности по продаже товаров на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности и нарушения установленных требований к его оформлению, которые вступят в силу с 1 января 2008 года.
– Сегодня на многих рынках, получивших разрешение на ведение торговой деятельности, по-прежнему виднеются ряды «времянок» – палаток и ларьков чуть ли не «кооперативных» времен. Как это соотносится с обязательным требованием обеспечить рынки капитальными строениями?
– Действительно, в соответствии с законом с 1 января 2010 года на универсальных рынках и с 1 января 2012 года на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках осуществление деятельности должно будет производиться исключительно в капитальных строениях. На сегодняшний день большинство управляющих компаний занимаются разработкой проектно-сметной документации на строительство, другие уже ее разработали, утвердили и приступили к реконструкции. Все прекрасно понимают, что без этого рынок в ближайшее время попросту будет закрыт.
– Еще одна «болевая точка» – торговля в придорожной полосе. По информации, распространенной весной этого года, большая часть такой торговли была несанкционированной, а продукция, реализуемая на обочине, – небезопасной для здоровья...
– Официально в придорожной полосе автодорог сегодня осуществляют деятельность только три розничных рынка. Это рынок в Октябрьском (сельском) районе, в г. Каменске-Шахтинском и в Багаевском районе на участке дороги Багаевская – Ольгинская. Остальные обязаны либо перейти в разряд предприятий придорожного сервиса, что подразумевает совершенно иной подход к организации работы и уровню обслуживания потребителей, либо полностью свернуть работу. Стоит задача приложить максимум усилий для формирования и развития современных цивилизованных форм торговли. Однако необходимо все-таки определенное время, чтобы этот процесс набрал обороты.
– А как быть с людьми, которые в итоге действия новых законов потеряют свои рабочие места в придорожной торговле?
– Не будем забывать, что торговля вдоль трасс по большей части всегда была несанкционированной. Но действительно нельзя и о людях забывать, для многих из которых палатки и лоточки с овощами, фруктами, другими товарами были единственным способом заработать на жизнь. Конечно, им придется сменить рабочие места, легализоваться. Для этого есть возможности. По результатам проведенного нами мониторинга заполняемость розничных рынков в РО на настоящий момент в целом не превышает 85%. На 1 августа на рынках области зарегистрировано более 12 тысяч свободных торговых мест. И это с учетом наступления сезона массовой реализации плодово-овощной продукции местного производства. Даже Центральный рынок города Ростова-на-Дону загружен не на полную мощность. Это значит, что тот, кто всерьез намерен продолжить свою торговую деятельность, вполне сможет найти для нее незанятое место на розничном рынке. Естественно, что для этого потребуется заключить договор с управляющей компанией.
– В рамках федерального закона муниципальные образования имеют право выдавать разрешения на организацию розничных рынков. Как на сегодняшний день они его реализуют?
– Основная работа по выдаче разрешений на территории области уже закончена. Администрации муниципальных образований рассмотрели заявки, приняли от юридических лиц необходимые документы, которые прошли проверку полноты и достоверности. В свою очередь, в целях контроля
Минэкономики области будет вести реестр выданных разрешений, участвовать в комплексных проверках управляющих рынками компаний.
В заключение хочу отметить, что у нас, к сожалению, долгое время вообще отсутствовали нормативные правовые акты, регулирующие деятельность рынков. Сегодня закон о рынках наконец принят, но требуется определенное время, чтобы реализовать его в полном объеме, навести порядок в рыночной сфере. Наша задача – разъяснять требования новых нормативных документов, для чего министерством, в частности, проводятся зональные обучающие семинары. Готовим к выпуску методические рекомендации и сборник правовых актов. Все это для того, чтобы не создавалось правового вакуума, а значит, и причин для социальной напряженности.
Анатолий Буслаев
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.