Первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев, который является кандидатом в президенты России, и чья победа на предстоящих выборах фактически предрешена, недавно выступил с заявлениями в поддержку двух крупных транспортных проектов на Северном Кавказе.
31 января 2008г. на первом Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре он заявил о поддержке проекта автомобильной дороги Черкесск-Адлер, который был презентован Карачаево-Черкесской Республикой. Через несколько дней - 2 февраля он вновь выразил поддержку этому проекту – на этот раз во время пресс-конференции в Волгограде.
Речь идет о так называемом шестом варианте трассы этой автодороги, маршрут которой проходит через южную часть Кавказского заповедника, являющегося составной частью объекта Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ". Строительство и эксплуатация этой автодороги приведут к освоению и деградации обширных территорий нетронутой дикой природы в долинах рек Дамхурц и Мзымта, а также в районе девственных горных озер Кардывач и Инпси. В 2006 году данный проект был отклонен государственной экологической экспертизой.
На этой же пресс-конференции Дмитрий Медведев выразил поддержку еще одному чрезвычайно опасному в экологическом отношении проекту - каналу Каспий-Азов ("Евразия"), который собираются проложить между Каспийским и Азовским морями по Кумо-Манычской впадине. Маршрут этого канала пересекает два заповедника – Ростовский и "Черный земли" (филиал "Маныч-Гудило"). Чрезвычайно уязвимые природные экосистемы этих заповедников будут разрушены в результате строительства данного канала. Как будто бы в противовес этому заявлению, через несколько дней – 5 февраля Ростовский заповедник был удостоен высокой чести включения в сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, то есть он приобрел международный статус. Заповедник "Черные Земли" уже имеет этот статус с 1993 года.
Таким образом, Дмитрий Медведев фактически одобрил планируемое уничтожение уникальных природных комплексов этих заповедников, являющихся ценностями мирового значения. Что, не только с этической, но и юридической стороны совершенно недопустимо. Согласно российскому законодательству, строительство подобных объектов на территории заповедников жестко и безо всяких исключений запрещено.
Данные заявления чрезвычайно удивительны на фоне совсем недавних выступлений Дмитрия Медведева во время его визита в Челябинск, на съезде Ассоциации юристов России и на заседании Совета безопасности России. Эти выступления заставили многих поверить, что в России заканчивается эпоха тотальной деэкологизации и что власть, наконец-то, поворачивается лицом к острейшим экологическим проблемам страны. Но стремление к улучшению экологического законодательства никак не вяжется с одобрением проектов, в результате реализации которых Всемирное природное наследие и биорезерваты ЮНЕСКО будут разрушены.
Остается только надеяться, что первый вице-премьер Правительства России просто не был проинформирован о том, что проекты автодороги Черкесск-Адлер и канала Каспий-Азов затрагивают территории заповедников.
Андрей РУДОМАХА
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.