Точка зрения

Зачем Ростову сити-менеджер

Зачем Ростову сити-менеджер

Взгляд на проблемы донской столицы и то, как их решают
В дни, когда в Ростове проходит конкурс по выборам нового главы администрации города, самое время порассуждать, что сделал на этом посту уходящий «старый» градоначальник и можно ли что-либо переделать?

К Сергею Горбаню за два года его пребывания на посту градоначальника было больше претензий, чем похвал. По мнению ростовчан, высказанному через соцсети и прочие информационные ресурсы, он виноват в разрушении исторических памятников Ростова, бездушной реконструкции центра города и его стихийной застройке уродливыми «высотками», поголовной вырубке древонасаждений, отсутствии ливневки и прочая, и прочая.

Слова в защиту сити-менеджера, если и звучали, то их никто не слышал. Отчасти это результат плохого пиара, отчасти — последствие неоднозначных преобразований, взбаламутивших Ростов. Умышленно или нет, но Горбань разворошил стоячее «болото», доставшееся ему в наследство от мэра Чернышева. И этим не мог не вызвать на себя атаку консервативно настроенной ростовской общественности.

Отдельный вопрос — стоило ли так лихо рубить концы, не создавая даже видимости некой преемственности поколений в управлении запущенным и порядком запутанным городским хозяйством миллионного города?


Дурное наследие: от ливневки до Парамонов

Что б там не говорили, но Михаил Чернышев за долгие годы на посту мэра все-таки кое-чего добился. Например, не допустил коммунальной катастрофы, которая могла бы случиться, окажись на его посту какой-нибудь невменяемый политик или череда политиков. Из года в год он заставлял латать гнилые трубы, убирать мусор, подавать в срок тепло и не давать особо разгуляться частной инициативе, то и дело присасывающейся к муниципальному бюджету.

С другой стороны как человеку, воспитанному в советскую эпоху, Чернышеву были свойственны традиционные экстенсивные методы ведения городского хозяйства. То есть в любой сложной ситуации он руководствовался принципом «кабы чего не вышло» и этим был люб ростовской общественности, к мнению которой прислушивался. Или по крайней мере делал вид, что.

Было и еще одно преимущество у экс-мэра. Он был для ростовчан «своим», и в общем-то поддерживал свое реноме умеренного ростовского патриота. Например, было бы непредставимо, чтобы Чернышев разорил народную купальню на Парамоновских складах до тех пор, пока так кто-нибудь всерьез не убился и не пришлось бы вынужденно принимать радикальные меры.. Более того, при бывшем мэре был поставлен вопрос о разработке проекта реконструкции «Парамонов». И, как ни странно, даже удалось обязать через прокуратуру и суд заняться этим проектом минкульт области. Другое дело, что дальше глубокомысленных рассуждений доморощенных архитекторов и их же проектных эскизов процесс не пошел.

Аналогичная история с ливневкой. Активным ростовчанам помнятся оправдания мэра по поводу того, что при замене покрытия улиц и внутригородских транспортных магистралей ливневую канализацию, ничтоже сумняшеся, «закатывали» в асфальт.

Но один несомненный памятник после себя Чернышев все-таки оставил — полностью покрыл плиткой улицу Пушкинскую от Театрального до Доломановского.

Отчасти показательно, что Сергей Горбань, сменивший Михаила Анатольевича на посту градоначальника, Пушкинскую не любил и порядок на ней особо не наводил. Разве что поменял старые лампочки в фонарях на новые, люминесцентные, и пообещал перемостить городской бульвар своей излюбленной желто-красной плиткой — этим новым ростовским «брендом», так раздражающим некоторых жителей донской столицы.

И, действительно, то, что горожане могли бы простить «своему» мэру, «пришлому» сити-менеджеру они немедленно принялись ставить в вину. При этом главная провинность Сергея Горбаня заключалась в том, что . приступив к брендированию Ростова к ЧМ-2018, он отнесся к донской столице без должного пиетета. Просто, как к товару, который нужно выгодно «продать» заезжим гостям мундиаля.

Ростов как бренд

Брендирование городов — это сегодня любимое развлечение властей на всех уровнях Самый яркий пример — Сочи. После демонстративной раскрутки этого могучего олимпийского бренда всем стало ясно, что на раскрутке «визитной карточки» города или региона в плане туризма можно поднять солидные бюджетные средств. Да и самим изрядно подняться вместе с ними.

Конечно у Ростова, как говорится, труба пониже — дым пожиже. Но ЧМ-2018 по футболу — тоже не абы что. И тут одним стадионом не отделаешься. Требуется привести в порядок территорию вокруг, включая, собственно, Ростов-на-Дону. То есть опять же брендировать. То есть как хорошей конфетной обертке придать донской столице вид привлекательный и аппетитный в глазах туристов.

На сегодняшний день для вкусной «обертки» уже придумали картинку и слоган, потратив на это несколько миллионов рублей. Но это не главное. Главное - «начинка», которой прежде всего полагается заниматься городским властям и руководящему ими сити-менеджеру. Они и занимались в пределах собственного понимания того, как должен выглядеть «бренд Ростов», чтобы не уронить себя в глазах иностранных гостей. А точнее — в глазах тех федеральных наблюдателей и заказчиков, от благосклонности которых зависит удельный вес и карьерный рост провинциальных чиновников.

Судя по тому, что Сергей Горбань, у которого закончился срок полномочий ростовского сити-менеджера, сегодня вроде бы взят на "повышение» в Москву, он все сделал правильно. То есть потрафил-таки высокому начальству. А ростовчанам оставил в наследство не только перелопаченный центр города, но и бездействующую со времен Чернышева ливневку, разваливающиеся исторические здания и запущенную — в силу естественного старения - городскую инфраструктуру.

«Московский след»

В провинциальной России чиновникам «придумывать Америку» обычно лень да и плохо получается. А вот «придумать Москву» - это всегда пожалуйста. Чему удивляться, что у Сергея Горбаня переулки Ростова быстро запестрели реконструкцией по-собянински. То есть - веселенькой желто-красной плиткой, экзотической растительностью в каменных вазонах на месте вырубленных вековых деревьев, светодиодным «небом», растянувшимся над тротуарами. Успели даже преобразовать известный на всю страну своими оригинальными советскими мозаиками подземный переход на Ворошиловском в безликое серенькое пространство с торговыми киосками, теснящими пешеходов.

Еще по всему городу понавешали табличек с названиями улиц и площадей на безграмотном английском языке. Ну и еще — стали возводить гранитный заборчик с коваными решетками около здания областного правительства. А вот открыть здесь фонтаны с подсветкой Горбань не успел. Это благое дело предстоит довести до ума его последователю.

Кстати о последователе. Кто бы им ни стал, он просто обречен на то, чтобы продолжить начатые Горбанем проекты. То есть «московский след» только расширится и углубится в ущерб исторической самоидентичночти донской столицы. На другое попросту уже не хватит ни денег, ни возможностей, ни желания. В этой связи единственное, на что может рассчитывать городская общественность, так на то, что ее чаще будут гладить по головке, а самых активных подпустят к бюджетной «кормушке» - выделению средств на какие-либо псевдоурбанистические или условно социально значимые проекты. Но таких единицы. И они уже нашли себе платформу для эффективного взаимоотношения с властью — городскую общественную палату. Ей предстоит стать главной трибуной для выпуска пара широко известными в узких кругах общественными экспертами, консультантами, добровольными помощниками и прочими блогерами.

О ком забыли?

Перефразируя известную фразу, можно сказать, что народ заслуживет ту общественность, которую имеет. В нынешнем понимании - это «диванная» общественность, которая, сидючи в Сети и кликая мышкой, считает, что «поднимает проблемы». А вот решает их пусть кто-то другой.

К несчастью проблемы, действительно, существуют. И «кто-то другой» в лице власти вынужден их решать. Если же чиновников заносит на поворотах, или их действия чреваты непредсказуемыми последствиями, то, как предполагается, всегда должно найтись тот, кто их поправит. Если не расслабленные народные массы, так хотя бы их избранники - депутатам. Вот о них посему-то никто и никогда не вспоминает.

Удивительно, но в то время, как исполнительной власти постоянно достается на орехи от "активных ростовчан", о депутатах городской Думы все молчат. А разве не они обязаны реагировать на любой факт недовольства горожан — от массовой вырубки деревьев до отсутствия кондиционеров в общественном транспорте? Не реагируют. Точнее отдельные уникальные случаи имеются Еще точнее — один такой случай за последнее время есть: депутат Анатолий Котляров поддержал жителей Северного микрорайона, выступивших против переименования проспекта Космонавтов. Но это и всё. О депутатах, если и вспоминают, так только в том случае, когда кто-нибудь из них попадет в коррупционный скандал. Вроде того же экс-депутата гордумы Лещенко, которого обвинили в мошенничестве с землей на сумму в полмиллиарда рублей.

Между тем, традиционная пассивность народных избранников на местах начинает беспокоить даже их «старших собратьев». Например, Александр Ищенко, выступая после своего избрания председателем Законодательного Собрания Ростовской область, заявил, что видит своей задачей создание некой вертикали законодательной власти, начиная от муниципальных и заканчивая федеральными депутатами от региона. По его мнению, только так - по цепочке - можно вывести проблемы региона на федеральный уровень. Очевидно, в число региональных Ищенко включает и проблемы локальные — сугубо ростовские. С ними он должен быть знаком не понаслышке, выдвигаясь в депутаты ЗC по Ленинскому и Кировскому районам Ростова.

Кстати, Ищенко уже успел высказаться о том, каким он видит нового градоначальника Ростова.

«Жду, что новый глава администрации будет прислушиваться к мнению горожан, поскольку по-другому управлять такой большой территорией невозможно. Это не означает, что некая группа сможет диктовать власти свои условия, но чиновники должны слышать людей», – заявил председательЗаконодательного Собрания Ростовской области на сегодняшней, 19 октября, пресс-конференции.

Удастся ли молодому и энергичному спикеру донского парламента расшевелить пассивный депутатский корпус, покажет время. Но помочь ему в этом могут сами ростовчане. Спрашивать с сити-менеджера, назначаемого городскими депутатами, по определению без толку. А вот спросить с самих депутатов ростовские избиратели право имеют. Так, может, стоит попробовать?

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет