Тайный Ростов

Новочеркасск 1962: уроки истории

Новочеркасск 1962: уроки истории

Тема новочеркасской трагедии 1962 года очень остро пересекается с происходящим в России и на Дону в частности акциями протеста, и от этого становится ещё страшнее жить здесь и сейчас. Ведь тогда это было событие, а сейчас закономерность...

Я захожу в библиотечный отдел периодики и открываю новочеркасскую газету за июнь 1962 года – «Знамя Коммуны». 2 июня, на первой полосе статья под жизнеутверждающим заголовком «За всеобщее разоружение и мир!» и, разумеется, ни слова о происходящем в городе. Листаю подшивку дальше… Спустя еще несколько дней радостная публикация под названием: «В выходной день у электровозостроителей» о том, как дружно «электровозостроители» ездят отдыхать на Дон, в Агролес, на дачи, приходят в ДК и так далее. И ни одного слова о трагедии. Как-то это всё очень напомнило центральные СМИ, по которым практически не проходит информация о митингах против фальсификации на выборах 4 декабря 2011 года.

Но вернёмся в 1962 год. Трагедию эту знают многие, она известна как «Новочеркасский расстрел», однако информация весьма спорная, ведь даже те, кто в 90-х давал интервью, видели всё только с одного места и не могут давать объективную оценку. Так, уже в газетах 2000-х годов «всплывали» кровавые подробности о том, что под деревьями, по которым стреляли солдаты, лежали детские трупы, что матери несли на руках убитых младенцев. И при этом официальные факты гласят, что во время расстрела погибло 24 человека и ещё двое – вечером 2-го июня. После 7 человек были приговорены к расстрелу судом. Ни о каких других жертвах не известно до сих пор. Впрочем, прошло всего 50 лет. По меркам истории – это очень короткий срок, и новые факты трагедии могут всплыть в любой момент.

Вкратце о самой трагедии: В 1961 году по настоянию Хрущёва была принята утопичная III программа КПСС. Желая доказать возможность реализации своей идеи, Никита Сергеевич приказал начать обеспечение населения мясными и молочными продуктами под лозунгом «Догнать и перегнать США по производству продукции на душу населения!». И в первый год всё шло хорошо, потому что существующее поголовье ретивые чиновники тут же пустили под нож, достигнув необходимых показателей. Но коровы не растут как грибы, поэтому в 1962 году последовало резкое снижение уровня потребления мяса. Пытаясь решить сложившуюся ситуацию, правительство решило частично повысить (либерализовать) цены на мясо на 35% с 1 июня 1962 года. И во многих городах эта мера была принята достаточно спокойно, однако не в Новочеркасске.

На тот момент это был небольшой провинциальный город с населением в 175 000 человек, из которых 12 000 работали на НЭВЗе (завод имени Будённого). И именно на этом заводе 1 января 1962 года в очередной раз начала проводиться кампания снижения расценок оплаты труда во всех цехах завода. Расценки снизились на 30-35%. И последнее снижение пришлось как раз на конец мая. А тут стоит уточнить, что в тот момент на НЭВЗе работало большое количество «химиков» - временно освобождённых уголовных преступников, которые итак не особо дружили с законом и властью, а уж в условиях такого явного притеснения, просто не могли не пойти на конфликт.

1 июня, когда «Знамя Коммуны» писало про всеобщее разоружение и мир, новочеркасские рабочие вооружались палками и камнями. На самом деле, ситуацию можно было решить мирно, если бы рабочих не спровоцировали, не вызвали дополнительную агрессию (ах, скольких митингов удалось бы избежать простым отсутствием правоохранительных органов и военных, а также спокойным разговором с разгорячённой толпой). Фразу, ставшую впоследствии знаменитой, и, по мнению многих, спровоцировавшую рабочих на забастовку, произнёс директор завода Курочкин: «Не хватает денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером!».

Но даже тогда, когда рабочие начали закипать и остановили работу завода, ещё можно было успокоить бастующих. Спокойная ночь, вменяемые обещания руководства, небольшие изменения в текущей ситуации, и всё было бы нормально. Но о проблеме доложили руководству, и взбешённый Хрущёв потребовал принятия самых строгих мер: в город вошли войска. При этом не стоит забывать, кто тогда работал на НЭВЗе: некоторые митингующие абсолютно не гнушались разбойными нападениями на квартиры и магазины, многие были сильно пьяны.

Утро 2 июня не принесло ничего хорошего: собравшиеся у завода люди обнаружили введённые ночью войска, и вот тут они действительно разозлились и решили провести демонстрацию на центральной площади города. Путь с посёлка до центра Новочеркасска неблизкий, и по дороге к демонстрантам присоединялись жители посёлка и работники других заводов, а власть к тому времени уже успела испугаться окончательно: мост через реку Тузлов перекрыли танками.

Именно тогда проявилась честь некоторых российских офицеров, которые смогли отказаться от преступного приказа (офицер имеет на это право). Заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом генерал Матвей Кузьмич Шапошников, получив приказ атаковать толпу на мосту танками, отдал собственный: «Автоматы и карабины разрядить, боеприпасы сдать под ответственность командиров рот». Позже он признавался, что если бы он не ослушался своего руководства, то пострадали бы тысячи новочеркассцев. Власть была в шоке: люди спокойно перелезли через танки, которые не стреляли по ним.

К сожалению, на такие подвиги способны немногие: на площади после первых залпов над головами, военные открыли огонь по толпе. Кого-то застрелили, кого-то смела сама испуганная и неуправляемая толпа, но после того, как люди рассыпались по городу, на площади осталось несколько тел. В больницы города с огнестрельными ранениями обратилось 45 человек, однако по некоторым данным их было почти в 2 раза больше, просто многие не хотели афишировать свою причастность к демонстрации. Погибли 26 новочеркассцев, их тела были спрятаны и захоронены на кладбищах в других городах под другими фамилиям. Только когда начали рассекречивать тайну трагедии 1962 года, родственники погибших смогли найти и перезахоронить некоторые тела. В ночь с 3-го на 4-е июня было задержано 240 человек. Семеро «зачинщиков» были приговорены к расстрелу, ещё 105 человек получили сроки от 10 до 15 лет. Жители города Новочеркасска не могли спокойно покинуть город без предварительной беседы с правоохранительными органами. Каждый побеседовавший «делал выводы», что не распространяться о происшествии в его интересах. После того, как засохшую на солнце кровь не смогли смыть водой из брандспойтов, на площади положили новый асфальт.

Вся информация о новочеркасской трагедии была засекречена по решению Президиума ЦК КПСС, первые публикации о расстреле начали появляться только в конце 80-х. В начале июня следующего года у этой трагедии будет полувековой «юбилей». И глядя на происходящее на улицах городов Ростовской области сейчас, очень хочется верить, что за время прошедших митингов власть сделала определённые выводы, и произошедшее не повторится.

Лёля Болотова

«Тайный Ростов» ? 7

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет