Маркетинговое исследование рынка… Согласитесь, это звучит серьезно. Для многих руководителей компаний, да и, что греха таить, маркетологов даже страшновато. Что-то большое, непонятное, потребует много времени, денег, а что с ним потом делать? В общем это классический пример «задачи-слона», которого нужно есть по кусочкам. К сложности и громоздкости добавляется частый недостаток компетенций, который не позволяет ее структурировать и упростить для понимания. Это и есть собственно первый шаг к выполнению – сделать план работ или техническое задание.
Исследовать рынок – даже локальный и высокой степени однородности можно годами. Нужно четко понимать цели, ради которых маркетинговое исследование затевается, имеющиеся в наличии ресурсы и сроки. Это позволяет примерно очертить масштаб задач, перечень той информации, которую нужно собрать и затем систематизировать для использования в управлении.
Желательно четко разделить планируемые работы на кабинетные исследования и полевые мероприятия. Сформировать последовательность и логику работ. Например, сначала мы с помощью кабинетного маркетингового исследования генерируем гипотезы, которые затем будем проверять «в полях». Или наоборот, рынок для нас новый и непонятный, поэтому сначала соберем конкретный перечень информации от клиентов и конкурентов, а затем ее переработаем, увидим перспективные направления, на которые привлечем аналитиков для углубленной проработки.
Это все условные примеры, но важно понимать, что нельзя хвататься сразу за все. Более эффективно работать с тем, что доступно и где есть возможности (контакты, специалисты и так далее), а затем уже переходить к более затратным мероприятиям – покупать информацию, нанимать аутсорсинговые агентства и так далее.
Если же компания не хочет вообще проводить маркетинговое исследование рынка самостоятельно, то главное – четко поставить задачи и обозначить базовые параметры исполнителю. Затем этого исполнителя по четким критериям подобрать и согласовать условия работы. Что касается технического задания, то его может разработать и сам исполнитель, но обязательно под жестким контролем со стороны заказчика. Иначе в исследование войдет не то, что нужно заказчику, а то, что проще сделать исполнителю. Так что определенный уровень подготовки и понимания рынка присутствовать должен. При этом нужно спокойно реагировать и прислушиваться к предложениям исполнителя исследования, так как его опыт и сфера контактов позволяют предложить более эффективные инструменты достижения поставленных задач. Упираться ради реализации амбиций явно не стоит.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.