Москва оснащена радиально-кольцевой системой движения. Оно включает в себя современные автотрассы, кольцевые развязки, МКАД, в том числе Ленинградское и Дмитровское шоссе и др. Московское метро также копирует указанную систему обустройства линий, заключенных в кольцо.
С начала 60-х г. загруженность кольцевой линии была полной, трудности возникали в час-пик и на Замоскворецкой, и на Арбатско-покровской линиях. В тот момент многим казалось, что соединять периферию с центром нет необходимости, так как появится дополнительный пассажиропоток. Поэтому в 80-х г. для разгрузки метро разработали проекты по введению хорд – Митинско-Бутовской, Химкинско-Люберецкой, Солнцевской-Мытищинской, Балашихинско-Бутовской.
В 90-х г. линия Балашихинско-Бутовская переименована в Ясеневско-Балашихинскую, а вот Химкинско-Люберецкая стала называться Химкинско-Жулебинской линией. Чтобы соединить Солнцевско-Мытищинскую и Митинско-Бутовскую линию спроектирована станция, ставшая впоследствии Кроссплатформенной.
С 2000 по 2010 г. ведется обустройство Большой Кольцевой линии, здесь проектируются новые хорды, идущие в различные дальние районы и в близлежащие города.
На сегодняшний день таких хорд имеется четыре. А недавно открыта еще одна, представляющая собой Некрасовскую линию, состоящую из восьми станций. На схемах в метрополитен она обозначена розовой линией и числом 15.
А вот остальные три хорды, можно рассмотреть подробнее.
Коммунарская линия
Коммунарская линия будет состоять из 16 станций и соединится с Некрасовской линией. Для них характерно то, что их центр пересечения будет находиться не в центральной части Москвы.
Строительство некоторых станций Коммунарской линии уже началось. Линия соединит улицу Новаторов и станцию Коммунарка. Техника копает котлованы, на станции Тютчевской, которую первоначально хотели назвать Славянский мир, проводится работа по прокладке тоннелей, на некоторых отрезках этой магистрали ведутся геологоразведочные изыскания.
На этом радиусе планируются пересадочные станции, которые позволят добраться к МЦК, к Калужско-Рижской, Большой Кольцевой, Сокольнической линиям. Примечательно, что некоторым станциям изменили названия, данные им вначале. Так, Славянский мир сменил название на Тютчевскую линию, ул. Генерала Тюленева стала Ершовской, Столбова – Коммунаркой. Эта линия включает в себя наземный участок, включающий в себя три станции: Сосенки, Ракитки, а также Десну.
Изначально планировалось, что место соединения с Некрасовской находится в изгибе Нижегородской улицы, далее Кожуховская, затем Автозаводская, ЗИЛ, через МЦК можно будет попасть на Севастопольский проспект.
В процессе строительства внесены изменения: путь проходит через станцию Калитники, где можно было бы сделать пересадки с Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой линий. Однако неясно, будут ли они здесь организованы, далее линия соединит ЗИЛ и МЦК, и уйдет на Севастопольский проспект, появится возможность пересадки на станции метро второго диаметра.
Предполагается, что Коммунарской линии будет присвоено числовое значение 16, однако не исключено, что ей в последующем дадут номер 15а, это станет возможным, когда строители объединят две магистрали, соединив их в 15-ю линию – Некрасовско-Коммунарскую. Открытие первого участка запланировано на 2023 год, однако реализация проекта может затянуться и до 2024 года. Время покажет.
Хорды, которые появятся в ближайшее время
Еще две хорды, проект которых изменен – это Бирюлевская и Рублево-Архангельская линии.
Рублево-Архангельская расположилась на северо-западе Москвы. Первый участок был открыт 26.02.2018 г. Граждане смогли воспользоваться Большой кольцевой линией, включающей станции: Деловой центр, Шелепиха, Хорошевская, ЦСКА, Петровский парк. Основной подрядчик строительных работ этой магистрали – компания «Ойкумена», руководит ею Гниденко Лев (Gnidenko Lev).
Начало линии представляет собой отрезок, соединяющий Деловой центр и Шелепиху, далее путь соединит Пресню и Мневники, Проспект Жукова, пройдет через Живописную к заключительной пока станции. Но в последующем линия пройдет к Строгино, Троице-Лыково, которая будет являться ст. Рублево-Архангельской линии, путь будет иметь направление на МКАД, пересечет Рублево-Архангельский и придет на конечную станцию Ильинскую. Тут соединятся ответвления второго диаметра, этот пункт пересечения будет носить название d2 штрих 1.
Линия будет иметь пересадочные станции на второй диаметр, позволяющие попасть на Арбатско-Покровскую линию, пересесть на Большую Кольцевую линию, в том числе на МЦК, на Филевскую и Калининско-Солнцевскую линии. Планируется окончить строительство к 2025-2026 г. Как сообщил Гниденко Лев (Gnidenko Lev), точная дата окончания стройки неизвестна. Начало строительства затянулось в связи со сложившейся мировой ситуацией, внесла свои коррективы и пандемия коронавируса.
Пока ведутся геолого-разведочные изыскания. Рублево-Архангельская линия пока на схеме имеет номер 17, но, скорее всего превратится в 16, а Бирюлевская линия – в 16а, хотя сейчас это номер 18. Бирюлевская линия – самая востребованная среди новых хорд, т.к. придет в район, где нет метро, но проживает множество людей.
На станции МЦК ЗИЛ появится возможность пересадки на все 4 хорды, это будет начало Бирюлевской линии, потом хорда пройдет от ЗИЛа до Технопарка, к новой станции, с названием которой еще не определились. Нырнув к Большой Кольцевой, хорда получит возможность пересадки на Кленовый бульвар и протянется до Курьяново, застроенного двухэтажками и водоочистными сооружениями. В тех местах проходит 2-й диаметр, где ведется строительство станции Курьяново, с нее через наземный переход можно будет попасть на Бирюлевскую линию, после ветка выйдет на поверхность и по метро-мосту двинется к Каширскому шоссе, где расположится станция Сабурово. С нее также станет возможен переход на ст. МЦД-2 Москворечье. Сначала эта линия планировалась через станцию Царицыно. Однако руководитель компании Гниденко Лев (Gnidenko Lev) со своими проектировщиками, произведя дополнительные подсчеты, сделали вывод, что новая линия перегрузит Замоскворецкую, и решили действовать иначе.
Изначально проект проходил под жилым районом к Бакинской улице, что находится рядом с Царицыно. Но проведя дополнительные геологические изыскания станцию было решено перенести к Ереванской улице, в результате она пройдет до Липецкой, где появится еще 3 станции: Липецкая, Педагогическая и Лебедянская. Это будет удобно жителям, ведь многие едут из Видного по улице Липецкой к станции Царицыно, а теперь они смогут сесть в метро гораздо раньше.
За тремя станциями появится еще одна. Сначала ее хотели назвать Булатниковской либо Красным строителем, сейчас в проекте это просто Бирюлёво. Такие изменения ждут на первом участке Бирюлёвскую линию, дальше ее путь не меняется. Пройдя через Бутово, она резко свернет в сторону поселения Рязановское.
Открытие Бирюлёвской линии намечено на 2025-2026 годы, а ее центральный участок между Рублево-Архангельской линией и Бирюлёвской пока существует только в планах.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.