Современное строительство и дорожные работы невозможно представить без специализированной техники. От надежности этих машин и эффективности их обслуживания напрямую зависит выполнение масштабных инфраструктурных проектов по всей стране. В текущих экономических условиях отрасль переживает значительные изменения, что формирует новые тренды в эксплуатации, ремонте и обеспечении запчастями.
Рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) столкнулся с серьезным испытанием. По данным Ассоциации импортеров и производителей спецтехники, в 2024 году его объем сократился более чем на 20%, а в 2025 году прогнозируется еще большее падение — на 30–35%. Это падение, впервые наблюдаемое два года подряд, вызвано снижением покупательной способности ключевых клиентов — строительных и сельскохозяйственных компаний, для которых дорогие кредиты и повышение утилизационного сбора сделали покупку новой техники практически недоступной.
На этом фоне закономерно растет спрос на услуги по ремонту и обслуживанию существующего парка машин. Здесь на заказ формируется новая стратегия многих компаний: вместо приобретения новой техники они предпочитают вкладываться в поддержание и восстановление имеющейся. Это подтверждается и статистикой: по данным «Авито», за январь-август 2024 года было продано на 54% больше запчастей для спецтехники, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшим спросом пользовались двигатели и их компоненты (рост продаж на 103%), а также электроника и детали трансмиссии.
Одним из ключевых факторов развития отрасли становится ее цифровая трансформация. Традиционно консервативный рынок активно осваивает новые инструменты. С мая по сентябрь 2025 года количество взаимодействий в чатах на специализированных платформах выросло на 45%, а компании, автоматизировавшие рутинные операции, добились роста конверсии в целевое действие на 24%.
Будущее за автономными технологиями. Российские производители уже проектируют технику, способную работать без участия человека. В ближайшее время на полигоне будет продемонстрирован цикл взаимодействия экскаватора, самосвала и бульдозера, которые полностью автономно выполняют работы по строительству дороги. Это не только повысит производительность, но и значительно увеличит требования к квалификации сервисных инженеров, которые должны будут обслуживать сложные роботизированные системы.
В условиях экономии на покупке новой техники грамотное обслуживание существующего парка выходит на первый план. Для минимизации простоев крайне важно:
Таким образом, современный рынок строительной и дорожно-строительной техники демонстрирует сдвиг от парадигмы постоянного обновления парка к стратегии грамотного обслуживания, ремонта и модернизации существующих машин. Это открывает новые возможности для развития сервисных центров и поставщиков качественных запчастей, делая их ключевыми игроками в успешной реализации инфраструктурных проектов страны.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.