Новости партнеров

Учитель года - 2020 Людмила Фирмаль и её мнение о сегодняшнем образовании

Учитель года - 2020 Людмила Фирмаль и её мнение о сегодняшнем образовании

Финал конкурса "Учитель года-20220" прошел в Санкт-Петербурге в сентябре. Это важное событие для нашей страны, как по составу участников (из всех регионов), так и по уровню испытаний, предлагаемых конкурсантам (на финальном этапе они общаются с федеральными министрами). В профессиональной среде отношение к "Учителю года"  одно из лучших как видит конкурс Людмила Фирмаль lfirmal, напишет сегодня.

Как я попала на конкурс "Учитель года"

Многие участники конкурсного движения с энтузиазмом поддерживают его на протяжении 29 лет. Многие из них продолжают участвовать в конкурсе, становясь судьями или делясь своим опытом с новыми участниками. Такая ситуация называется "шоу-образованием" и рассматривается как нереальное событие в конкурсном обучении. В такой ситуации всегда интересно мнение постороннего человека. Будучи посредственным учителем истории, я решил принять участие в этом конкурсе, потому что Григорий Назаров, учитель 9-й гимназии города Химки, был одним из финалистов этого конкурса. Спешу заметить, что при написании этой статьи мне очень помогло то, что Григорий Андреевич вошел в пятерку лучших. Я могу критиковать его, не будучи обвиненным в том, что я обижен его низкой репутацией.

Я не являюсь профессиональным методистом, но уже более десяти лет занимаюсь проблемой внедрения современных компьютерных технологий в учебный процесс. Именно со стороны я заинтересовался этой темой.

Вопросы, возникшие перед конкурсом

За последние полторы недели в моем сознании возник ряд вопросов. Среди них.

  • Какой смысл проводить съезд в учебном заведении с самыми современными технологиями, которые многие участники никогда не увидят в своих школах? Предупреждение о спойлерах: я думаю, что оно того стоит.
  • Отражает ли она тенденцию развития информационных технологий в образовании?
  • Как посредственный учитель, который каждый день дает уроки в Подмосковье, смогу ли я повторить то, к чему конкурсанты готовились месяцами, чувствуя при этом поддержку всего региона?
  • Не выявит ли конкурс масштаб проблем, связанных с внедрением нового образования, и не начнет ли он более широкие дебаты по этому поводу?

Ответ на первый вопрос было легко найти. Современные учителя должны ориентироваться на лучшие примеры и больше знакомиться с инновационными методиками. Как учитель истории, я опираюсь на пример Всеобщей декларации прав человека. Этот документ, устанавливающий стандарты наших прав и свобод, был принят в 1948 году, после войны. Текст был не отражением реальной жизни, а путеводной звездой идеалов, к которым мы должны стремиться. Какие технические эталоны дала Академическая гимназия № 56 в Санкт-Петербурге? Было бы упущением не упомянуть здесь некоторые из них, поскольку они грозят превратиться в брошюру.

  • Электронные киоски - это компьютеры с горизонтальным экраном, которые стоят рядом с доской. Они используются учащимися, которым предстоит пройти тест. Полученное изображение выводится на общий экран и может быть в любой момент передано всему классу. Я считаю, что этот методический инструмент позволяет на новом уровне реализовать идеи В.Ф. Шаталова о личном контроле знаний.
  • Интерактивные доски нового качества и количества. В гимназии мы используем новый тип интерактивной доски, для которой не требуется проектор. Это важно в некоторых ситуациях. Например, над моим классом находится актовый зал. Имея две или даже три доски в одной комнате, мы можем одновременно отображать различную информацию. Вы можете использовать одну доску для письма или иметь под рукой открытый опрос в социальной сети или презентацию Google. Конкурсанты, не привыкшие к такой роскошной обстановке, с трудом смогут найти содержание для заполнения двух или трех сторон. Справедливости ради надо сказать, что это не повлияло на баллы, присуждаемые судьями. Вторая доска, однако, показалась странной, поскольку была заполнена статичными (хотя и очень красивыми) изображениями.
  • На первый взгляд, панорамные доски, занимающие одну стену классной комнаты, кажутся престижным элементом. Их роль стала понятна только тогда, когда я открыл дверь класса и увидел, что учительница готовит урок всеобщей истории. На стене висела огромная карта древнего Добречира, детали которой можно было увидеть с каждого места в классе. Конечно, для учителя истории разборчивая карта - важнейший методический инструмент для формирования пространственных представлений. А в больших аудиториях с плохими экранами подробные карты с элементами рельефа часто отбрасываются и заменяются схематическими диаграммами, либо используется только материал учебника. Я убежден, что все специалисты по подготовке учителей могут найти такие компоненты преподавания, которые в сочетании с панорамной доской приведут к отличным результатам обучения. Я могу понять чувства конкурентов, которые отказываются преподавать в классах истории, оборудованных панорамными досками. С одной стороны, этот вид технологии предъявляет особые требования к содержанию урока, например, к качеству презентации и видео. С другой стороны, работа на двух экранах компьютера требует определенной подготовки, на которую у конкурсантов не было времени.

Очевидно, что это наша общая беда, а не вина наших конкурентов, что мы не можем работать не только с панорамами, но и с обычными интерактивными досками. Отсутствие современных технологий в школах косвенно влияет на результат учебного процесса, поскольку мы, учителя, знаем, что находимся в неравной ситуации.

Однако залогом эффективного использования информационных технологий в гимназии № 56 является не панорамная доска или проектор с возможностями BYOD, а служба технической поддержки под руководством заместителя руководителя информационной среды школы В.Б. Акимова. Я на собственном опыте убедился, что грамотная ИТ-поддержка для преподавателей, особенно для нас, гуманитариев, важнее, чем качество "железа". Все уроки, которые я видел на конгрессе, были сделаны на самой простой модели интерактивной доски, которой более 10 лет. Все, что мне нужно сделать, это... Чтобы это произошло. К сожалению, мне не посчастливилось встретить такого человека, как Владимир, в моем родном городе. Похоже, он воспринимает как личное оскорбление то, что технические объекты в гимназической зоне, такие как панорамные доски и электронные фоторамки, не работают на образовательный процесс. Сотрудники ИТ-центра в Химках приходят сюда не чаще одного раза в месяц, чтобы произнести святые слова "Вас много, а я один" и ... Я ничего не делаю. Я думаю, что мой случай отражает общую проблему: если современные технологии доступны, это не значит, что они не могут быть важной частью учебного процесса.

Как были организованы конкурсные мероприятия "Учитель года"

Какие тенденции в развитии информационных технологий вы наблюдали во время конкурса? Стоит отметить, что в большинстве классов на одной из досок, висевших в классе, была презентация PowerPoint. Такую презентацию трудно назвать мультимедийной, но в данном случае надо отдать должное конкурсантам. Основное внимание уделялось тому, что работало на достижение целей урока, не апеллируя к внешним эффектам. С другой стороны, разочаровало то, что преподаватели не использовали весь потенциал Microsoft Office 2016 для создания продукта, который бы привлекал внимание студентов к сложным проблемам и способствовал созданию мотивирующей среды обучения. Положительным примером стала мультимедийная презентация Ильи Казанцева, учителя истории из Пскова, который умело сочетал видео и графику. Интересной была презентация Андрея Чечукова, учителя истории из Волгограда, с собственной инфографикой.

Меня больше интересовало использование участниками облачных технологий (работа студентов в открытом и контролируемом информационном пространстве). Мои коллеги получили максимум пользы от совмещения работы в Интернете с игровыми технологиями. Например, Максим Новиков, преподающий информатику в Оренбурге, однажды предложил старшеклассникам квест по решению реальной сложной задачи. Каждый, кто смотрел записи его методичных семинаров, знал, что авторские разработки Максима могут быть использованы кем угодно. Еще интереснее были математические игры с элементом соревнования, материал для которых подготовила Юлия Капаркина, учитель математики Карачаево-Черкесии. Весь класс должен был решать задачи и бороться за контроль над соревнованием". Пожалуйста, не останавливайте игру!". горячо призывали дети. - (урок-соревнование был ограничен по времени, и Юля могла не успеть подвести итоги) прекрасно характеризует как мастерство учителя в выборе методических приемов, так и потенциал геймификации.

В какой степени эта методология отражает реальную практику в школах? По моему собственному опыту, любой преподаватель гуманитарных наук может справиться с работой в "облаке" и быть гораздо более эффективным в своей повседневной преподавательской деятельности. Однако здесь также существует нерешенная проблема. В ходе конгресса, особенно при обсуждении таких вопросов, как "Методический семинар", неоднократно упоминались опасности, таящиеся в интернете, и допустимость использования в классе планшетных устройств, находящихся в личной собственности. Это связано с выступлением секретаря Министерства образования Ольги Васильевой на Общероссийском родительском собрании и позицией подавляющего большинства родителей. 73% респондентов поддержали запрет на использование телефонов в школах. Эту цифру также озвучил на семинаре Максим Новиков. Следует отметить, что в своем заявлении министр упомянул, что в качестве условия для запрета мобильных телефонов "школьникам достаточно планшета с установленным образовательным программным обеспечением и интерактивной доской". Как же быть со школами (большинством школ), где нет планшетов, а электронные доски либо не существуют, либо недоступны, как в моем классе? Ответ пока на этот вопрос не получен.

Почему учителя и преподаватели не всегда применяют новые технологии в образовании и обучении

По данным Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, только 7% учителей используют персональный ученический компьютер в школьном комплекте. По оценкам, такая ситуация может возникнуть, если в школе его нет (или он вышел из строя). Использование технологии BYOD также считается коллегами спорным, учитывая негативное общественное мнение об использовании смартфонов в классе. Эта ситуация отражается и в конкуренции. Андрей Чечуков вместе со своими студентами работает над созданием новой статьи в Википедии. Дарья Рогова, учитель физики из Ростовской области, вместе со своими детьми выпускает электронный научный журнал. Однако, несмотря на условия в гимназии № 56, очень немногие учителя представляли свою работу в Интернете во время урока. Мой коллега проводил урок групповой работы с ноутбуками на партах, где студенты могли подключаться к Интернету. Для меня, использующего облачные технологии, логично размещать результаты групповой работы непосредственно в Интернете, используя такие сервисы, как Padlet, Google Презентации или ВКонтакте. Это позволяет нам делиться результатами своей работы и обсуждать их с другими. В моем классе, в отличие от школ Санкт-Петербурга, у нас только один компьютер (надо отдать должное администрации города за установку широкополосного высокоскоростного интернета), поэтому для выхода в Сеть ученики используют свои личные устройства. Только время покажет, кто прав. Ясно только то, что, хотя вопрос был поднят, необходимо дальнейшее обсуждение, и запрет не решит проблему.

Использование облачных технологий, на мой взгляд, демонстрирует интересную тенденцию. Учителя в наши дни ослеплены лишь уровнем красивых картинок в презентации или цветного раздаточного материала. Для ясности, учителя государственных школ не собираются постоянно тратить все свои деньги на цветные картриджи. Однако мы не можем имитировать классы BYOD, виртуальные конструкции или работу в виртуальной лаборатории. Во-первых, такая деятельность оставляет "цифровой след" (как выразился Игнат Игнатов на своем конкурсном уроке), который можно легко проверить; во-вторых, только постоянное применение технологий позволяет достичь реальных результатов. Вести урок, взаимодействовать с учениками, контролировать их работу в виртуальной реальности и удаленно управлять экраном нужно одновременно. Незрелость этих уроков видна невооруженным глазом: если посмотреть видео Екатерины Балкиной или уроки Игната Игнатова, учителя информатики в Москве, то можно увидеть, что они постоянно работают с интерактивной доской! Вы можете видеть, что они всегда работают с интерактивными досками.

Итоги

Резюме моих размышлений таково: я смог ответить на большинство вопросов. Хотя я не могу охватить весь объем, то есть не могу воспользоваться всеми разработками, которые заинтересовали меня на конкурсе, многое из опыта моих коллег мне под силу. Тем более, если у меня будет хотя бы малая часть той технической поддержки и возможностей, которые я увидел в гимназии № 56 Академии. Увы! Проблема методического, технического и ресурсного обеспечения была такова, что если в конкурсе и возникала проблема, то мы, рядовые учителя, о ней не знали. По окончании очередного испытания все конкурсанты, судьи и журналисты отправились в Москву, где только пять финалистов, прошедших конкурсный отбор, имели беседу с министром. Это не лучший формат для серьезного обсуждения проблем современного образования. Таким образом, последний и самый важный вопрос остался без ответа. Поэтому я не расстраиваюсь, что через год конкурсные экзамены будут проходить без меня. За это время я надеюсь посетить конференцию #EdCrunch и принять участие в дискуссиях, которые там развернутся.

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Правовой статус в ООО: учредители или участники — кто важнее?
Правовой статус в ООО: учредители или участники — кто важнее?
В процессе создания и функционирования общества с ограниченной ответственностью (ООО) важно понимать различия между его
Как выбрать лучшую стоматологию для детей?
Как выбрать лучшую стоматологию для детей?
Стоматологическая помощь для детей — это важный аспект заботы о здоровье, который часто недооценивали родителями.
Кабель монтажный МКЭШ: характеристики, применение и выбор
Кабель монтажный МКЭШ: характеристики, применение и выбор
Кабель монтажный МКЭШ — это специализированный кабель, предназначенный для межприборного подключения в различных
В мире изысканных подарков: наборы с никелем и золотом
В мире изысканных подарков: наборы с никелем и золотом
В современном мире, где каждый предмет интерьера и аксессуар имеет значение, наборы с покрытием никелем и золотом