
Схема нереализованного проекта Ростовского городского метрополитена 2010 г.

Здание управления Северо-Кавказской железной дороги, расположенное на Театральной площади. Построено в 1911—1913 г.
В Ростове благоприятная ситуация для развития наземного ЖД транспорта. В городе есть свое железнодорожное кольцо с возможностью закоммутировать на него сообщение основных районов, достаточно жителей — потенциальных пассажиров. Более того, в Ростове есть опыт эксплуатации городской электрички. В первом квартале 2024 года в черте города Ростова-на-Дону городской электричкой и пригородными поездами перевезено 189,6 тыс. пассажиров, это примерно 0,5% от общего пассажиропотока. Цифра не поражает воображение. Казалось бы , адаптация готовой транспортной инфраструктуры под нужды города очень хорошее решение для разгрузки стоящего в пробках автомобильного транспорта, тем более при отсутствии такого конкурента как метрополитен. Почему это не происходит? Реализация подобного проекта требует пересмотра существующей схемы движения общественного транспорта. Нужно организовать новые остановочные платформы для поездов. Необходимо организовать возможность подхода и подъезда к новым и старым остановочным платформам и пересмотреть схему автобусного сообщения для удобной пересадки с электрички на автобус.



Руководство СКЖД настойчиво предлагает начать реализацию этого проекта, губернатором проект поддержан и считается перспективным для реализации. Но воплотить его возможно только при активном содействии с муниципальными властями, в юрисдикции которых находится городская территория и организация движения общественного транспорта. Администрация Ростова вроде бы тоже за реализацию подобных планов, но практических, системных шагов в направлении их реализации пока не видно. Тем временем на IV Железнодорожном съезде, прошедшем в декабре 2023 года, среди объявленных планов приоритетных проектов железнодорожников заявлено строительство современных внутригородских железнодорожных линий в Нижнем Новгороде и Краснодаре. В Нижнем система наземного железнодорожного транспорта состоит из трёх линий—Сормовской-1, Сормовской-2 и Приокской, насчитывает 29 станций в черте города. С января по март пригородными поездами, курсирующими по маршрутам «Городской электрички» в Нижнем Новгороде, воспользовались 385,8 тыс. пассажиров. Тоже не много, но это почти в 5 раз больше, чем перевозит городская электричка в Ростове. Но главное не это, в Нижнем проведена значительная работа по строительству системы таких пассажироперевозок , понятны «узкие» места в их наращивании — в основном это переезды на пересечениях ЖД и автодорог, прорабатываются пути их решения и при определенных источниках финансирования можно не сомневаться в успешном развитии проекта.
В Краснодаре так же запущен проект городской электрички. Результаты там пока гораздо скромнее ростовских. Железнодорожная сеть Краснодара менее развита, чем в Ростове и Нижнем Новгороде. Тем не менее 2016 году проходит презентация проекта «Наземка»(Наземное метро Краснодарской агломерации), который предполагает запуск «маршрутных электропоездов» для разгрузки дорожного движения. Поезда планировалось пустить по уже существующим железнодорожным путям в пределах города с интервалом в 20-40 минут. В марте 2019 года губернатор Кубани Вениамин Кондратьев представил схему развития «наземного метро», которое должно соединить Краснодар и пригородные территории. По проекту в общей сложности предполагалось построить больше 120км вторых путей, два больших моста, железнодорожный путепровод, 67 малых искусственных сооружений, 17 новых платформ, шесть транспортно-пересадочных узлов. В феврале 2022 года сообщалось, что сеть городских электричек в Краснодаре будет включать в себя 50 станций.


