Когда ростовчанке Светлане Кирилловой потребовалось найти вторую работу, она не стала тратить время на бесконечный интернет-серфинг кадровых веб-ресурсов и скупку газет с объявлениями о вакансиях. Полагая, что в современном цивилизованном мире каждый должен заниматься своим делом, девушка обратилась за помощью в одну из местных компаний, занимающуюся подбором и подготовкой кадров, офис которой находится в центре Ростова. Однако некоторое время спустя обращаться пришлось ещё и в редакцию газеты. Тоже за помощью – только уже в том, чтобы защитить свои потребительские права в общении с частными «кадровиками».
Вмешательство «Известий-Юг» помогло – после общения корреспондента газеты с представителем компании Кириллову пригласили в офис, отобрали экземпляр договора и вернули деньги, которые она авансом заплатила за услуги, оказавшиеся сомнительного свойства. Таким образом, конфликт между клиентом и кадровым агентством исчерпан, потому в этой публикации оно оставлено неназванным. Однако к каждой жертве подобных кадровых служб корреспондента не приставишь, а ситуация меж тем достаточно типична.
Всё начиналось вполне оптимистично. Услуги кадровиков казались вполне доступны по цене и многообещающи. Как вспоминает Светлана, её заверили, что искомая вакансия имеется и взяли в качестве оплаты 800 рублей, сказав звонить по вторникам и четвергам. Но дозвониться в эти дни по указанному номеру оказалось задачей не из лёгких. А когда однажды это удалось и соискательницу всё же послали к потенциальному работодателю, там обнаружилась …очередь таких же ищущих работу, которым было назначено явиться в это же время.
Несколько месяцев спустя, когда работа так и не нашлась, а поведение «кадровиков» стало уже не столь дружелюбным, как раньше, Светлана попросила вернуть внесённые деньги, но получила твёрдый отказ.
- Сумма, которую я заплатила, не так велика, но ведь дело не в размере оплаты, а в том, что я потеряла не только деньги, но и время, а обещанная мне услуга, по сути, так и не оказана, - рассказала Светлана «Известиям-Юг». – Я считаю, что в этом случае справедливо было бы вернуть деньги, но мне категорически заявляют - этого не будет ни при каких обстоятельствах.
Попытки редакции связаться с бескомпромиссными кадровиками увенчались успехом. Прокомментировать ситуацию «Известиям-Юг» согласилась сотрудница, представившаяся помощником руководителя по общению с прессой. Она заверила, что оказание услуг происходит в полном соответствии с договорами, заключаемыми с теми, кто ищет работу. Копия одного из таких документов имеется в распоряжении редакции «Известий-Юг». Примечательно, что предметом договора, который многие соискатели подписывают, увы, не слишком вникая в смысл, является «…предоставление информационных услуг, направленных на помощь в поиске вакансий, а также нацеленных на дальнейшее самостоятельное трудоустройство заказчика».
Оцените высокий деловой слог! Даже не услуги по оказанию помощи, а «…направленные на помощь». Что же это за «направленные услуги»? Как поясняют «кадровики», это внесение в базу данных, рассылка анкетных данных по работодателям, контакты с соискателем… И заявляют, дескать «ничто не мешает каждому клиенту внимательно читать договор, который он подписывает». С этим утверждением, конечно, не поспоришь. Тем более, что для тех, у кого желание поспорить всё же возникнет, в договоре дополнительно указано (цитируем с соблюдением корявой стилистики и скорбной орфографии оригинала): «оказанием услуг Исполнителем определяется не самим результатом (принятие на работу Заказчика), а действиями к нему приведшими».
В разделе «Обязанности сторон» у кадрового агентства таковых зафиксировано всего две: зарегистрировать ищущего работу в собственной базе данных и «информировать по вопросам трудоустройства и состояния на рынке труда».
Обязанность заказчика, то бишь клиента, и того проще – оплачивать услуги. Правда, впору предположить, что есть и ещё одна - непрописанная в договоре обязанность клиента: не предъявлять претензий и не рассчитывать на результат.
В случае, если клиент попадётся особо упорный, каким оказалась Светлана, в конце концов предлагается «запасной вариант»: согласно новому дополнительному соглашению к вышеупомянутому договору продолжить оказание всё тех же услуг, не взимая за это дополнительной платы.
Только вот перспективы трудоустройства остаются туманны. Даже приблизительного ответа на настойчивые вопросы корреспондента «Известий-Юг» о том, с каким количеством предприятий осуществляется сотрудничество и сколько вакансий имеется в базе данных на настоящий момент, в кадровом агентстве так и не дали. Объясняя это тем, что ситуация на рынке труда крайне подвижна: сейчас вакансия есть, а три часа спустя уже закрыта, так что - не сосчитать. А ещё – ругая соискателей, которые, как считают «кадровики», сами виноваты в том, что поиски работы не приводят к желаемому результату – пропускают назначенные собеседования или проявляют себя при встрече с работодателями не лучшим образом.
Кстати выяснилось, что многие клиенты платят другой, так называемый вип-тариф. В этом случае обычная анкетная информация о клиенте разрастётся до резюме, с ним будет работать персональный менеджер, который станет сам «прозванивать» ищущему работу, сообщая о появившихся вариантах. Платить за эту услугу придётся уже не 800 рублей, а почти вдвое больше – полторы тысячи. И те, кто ищет работу, подобно утопающим, хватающимся за соломинку, верят рекламе подобных услуг, цена которых, как кажется, не так велика. Безработные ростовчане изыскивают средства, взимаемые как плата за поиск вакансии, или за внесение в некую информационную базу, или ещё за что-либо столь же расплывчатое и не гарантирующее результата.
К слову сказать, нередко для оказания реальных услуг по трудоустройству у многочисленных предприимчивых контор, окучивающих рынок труда, нет ни возможностей, ни желания. Да и зачем, если поток людей, верящих в то, что им помогут трудоустроиться и готовых отдать за это последние деньги, всё равно не ослабевает?
Виктор Гальперин «Известия»
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.