Для начала хотелось бы высказать частное мнение по реализуемой долгосрочной целевой программе развития туризма в Ростовской области на 2011 – 2016 год.
Начнем с целей, добиться которых планируется на момент завершения программы:
1. Увеличение числа прибывающих в Ростовскую область иностранных и российских туристов на 10 процентов за годы реализации Программы.
2. Увеличение номерного фонда средств размещения за годы реализации Программы на 10 процентов.
3. Прирост объема платных туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения и специализированных средств размещения не менее 30 процентов за годы реализации Программы.
Поставленные цели, прямо скажем, не прорывные. Фактически это — интерпретация текущего тренда на период до 16 года, при этом сказать, что программа развития туризма в области плохая - нельзя. В ней есть слабые места, но в целом это вполне понятный, реально реализуемый план развития .
В программе не просматривается интеграционная составляющая муниципальных планов туристического развития районов и городов. Да, выбраны наиболее перспективные направления, города – Азов, Донецк, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог и районы – Азовский, Аксайский, Белокалитвинский, Волгодонской, Константиновский, Мясниковский, Октябрьский, Пролетарский, Семикаракорский, Усть-Донецкий, Шолоховский. Да, придуман бренд «Серебренная подкова». Сказать, что в области есть серьезный туристический продукт нельзя. Организация решений конкретных вопросов туристов — экскурсии, проживание, трансфер возложены на муниципальные образования. В ней отмечено , что «в настоящее время программы развития туризма разработаны и приняты в основных туристских центрах Ростовской области: городах – Азов, Донецк, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог и районах – Азовский, Аксайский, Белокалитвинский, Волгодонской, Константиновский, Мясниковский, Октябрьский, Пролетарский, Семикаракорский, Усть-Донецкий, Шолоховский. Именно через эти территории проходит основной туристский маршрут Ростовской области «Серебряная подкова Дона». В 3-х из них – в Ростове-на-Дону, Таганроге и Усть-Донецком районе начали действовать туристские информационные центры». Однако реальная работа,например, Ростовского информационного центра заключается в предоставлении услуг персонального гида, где стоимость обзорной экскурсии по Ростову стоит 4000 руб. Азову и Старочеркасску 6000 и Таганрогу 7000 руб. Для примера индивидуальная обзорная экскурсия по Пскову, где на порядок больше экскурсионных объектов, обошлась автору в 1200 руб . Малый поток — высокая стоимость, разорвать этот круг можно только пойдя на значительные финансовые риски и потери и частный бизнес просто так на это не пойдет.
Большое место в программе уделено проекту «Создание Приазовского туристическо-рекреационного комплекса на территории Ростовской области». Это один из «козырей» которые могут в ближайшее время сыграть на развитие туризма на Дону. Однако хотелось бы обратить внимание на хаотичность застройки азовских кос, в перспективе это может привести к проблемам существующим на черноморском побережье, и лучше их не допускать изначально.
Ростовская область в силу ее географического положения никогда не сможет тягаться в привлекательности для массового туриста с Черноморским побережьем и Кавказом, у нас достаточно мало исторических и культурных объектов чтобы обеспечить туристический трафик Москвы, Санкт Петербурга или городов «Золотого Кольца». Исходя из этих предпосылок принятая программа оптимальна, и буть она написана для других, прямо скажем обделенных туристическим потенциалом субъектов федерации, ничего против нее сказать было бы нельзя. В отношении Ростовской области сказать хочется.
По сравнению с аналогичными собратьями по туристической обделенности у Ростовской области есть один очень весомый козырь — транзит. Львиная доля тех, для кого строят курорты Северного Кавказа не смогут миновать Ростовскую область. Многие едут на своем автотранспорте, и их процент в связи со стремительной автомобилизацией будет только расти. Ростов по прежнему «Ворота Кавказа» и по транзитному трафику с ним на юге никто не сравнится. Для того, чтобы заиграть в высшей туристической лиге нужно заставит часть этого потока затормозить на Дону. Как заставить туриста задержаться в области и потратить у нас свои деньги?
Это проблема решаемая не только качеством предлагаемого продукта, но и вопросами рекламы, PR и маркетинга. И нынешняя и предыдущая администрации Ростовской области «вчистую» проигрывают в этих вопросах своим соседям — субъектам федерации юга России. И дело даже не в количестве средств, которых область выделяет на эти цели в разы меньше соседей, дело в качестве предоставляемого информационного продукта. Область не умеет продать себя. Реклама в основе своей природы вещь агрессивная, администрация области не очень жалует агрессивную рекламу. Если сузить задачу до прямого рекламного воздействия на автомобильных транзитников, это можно решить созданием автомобильных промоплощадок на трассе «Дон» перед въездом в Ростов. Учитывая объем автомобильно трафика это скорее всего должны быть значительные по площади территории где была бы размещена информация о возможности различного типа отдыха в Ростовской области — от ночевки во время транзита, до вариантов многодневного отдыха и экскурсионных маршрутов. На этой же площадке должна быть возможность эти туристические продукты купить, получить любую консультацию. Остановку на таких площадках можно стимулировать предоставлением бытовых услуг, общепита, сервиса и т.п. Разумеется это не отменяет других методов продвижения туристических возможностей области, затраты на создание таких площадок будут минимальны, особенно если привлечь частный бизнес.
Теперь о турпродукте, которыми нужно торговать на этих площадках и которых пока нет. Это может быть и часовая прогулка на теплоходе вдоль Ростова, и ночлег во время транзита , экскурсии в Старочеркасск, Азов, Таганрог и несколько дней отдыха на Азовском море.
Особенно хотелось бы высказать несколько мыслей в отношении Азова — города старше Москвы и известного всем жителям страны из уроков истории.
Из этого города вполне можно сделать региональный туристический центр, аналог того, что сделано в Краснодарском крае с Горячим ключом. Там за несколько лет этот, в общем «серенький» городок превратили в очень приятное туристическое место, построили большое количество небольших гостиниц, ресторанов, облагородили старые парки и сделали большой парк для трекинга в окружающем лесу. Основной контингент отдыхающих там — жители Краснодара, но и количество Ростовчан постоянно растет. Если в Горячем ключе инфраструктура туризма развивается вокруг галереи с минеральной водой, то в Азове ее можно построить вокруг крепости. Азовскую крепость возможно реконструировать используя опыт Смоленска, Великого Новгорода, Пскова. В Пскове например в отреставрированных участках крепостной стены расположены рестораны, офисы, магазины. За счет этих объектов можно значительно снизить, а то и окупить затраты на реконструкцию. Такой объект , плюс возможности создания большого парка на правом берегу Дона напротив Азова , с возможностью организаций экскурсий в Старочеркасск и Азов, плюс пляжный отдых на Павлово-Очаковской и Чумбур косах, особенно если улучшить там условия проживания смогут «дать бой» черноморским курортам. Кстати, все основные части такой курортной зоны легко связываются между собой водным транспортом, что может быть дополнительным плюсом в местной туристической инфраструктуре. В принципе в утвержденной программе Азову уделяется много внимания, но может его сделать ключевым проектом, локомотивом регионального туризма? И если есть понимание что Азов и Приазовье имеют значительный потенциал развития туризма, зачем было размещать автотуристский кластер «Всплеск» в Аксайском районе? Разве не логичней иметь мощный компактный туристический центр, взамен «размазанных» по просторам малой родины туристических кластеров?
Было бы интересно провести эксперимент с отклонением части транзита легкового транспорта через левобережную зону. В отличии от «Серебренной подковы», «Левбердон» устоявшийся бренд. Многие его знают и не откажутся от возможности его посетить. Соответствующая организация проезда Ростова может значительно увеличить доходы гостиниц, кафе и ресторанов левобережья.
Вопрос в том как финансировать подобные идеи, чтобы они перешли в стадию проектов. И здесь большое поле деятельности у администрации. Во первых, интересно узнать, предпринимались ли попытки подключить к финансированию областных проектов ОАО «Курорты Северного Кавказа» . Можно сколько угодно развивать туристическую инфраструктуру Кавказа, массовости там создаст только Российский турист, организация его трансфера к курортам это не только аэропорты Сочи, Минеральных Вод и пр., но и мотели Ростова. С учетом Российских расстояний и цен на авиаперелеты возможность хорошо отдохнуть в Ростове только стимулирует приток туристов на Юг. Во вторых, может стоить поэкспериментировать с активизацией возможностей местного мелкого и среднего предпринимательства за счет создания небольших инвестплощадок, концепция освоения которых будет гарантировать востребованность запланированных на них объектов, на которых администрация возмет на себя или поможет в вопросах связанных с решениями статуса земельных участков, коммуникаций и пр., а так же будет активно продвигать эти площадки среди потенциальных инвесторов и туристов.
Ставить перед собой более сложные задачи, для любой администрации дело хлопотное и ответственное, но создать в области туризм как отрасль в современном понимании легким путем вряд ли получится. Существующие положение дел не дает надежд на скорое формирование туристической отрасли на Дону.
Алексей Константинов специально для www.panram.ru
Пансионат для пожилых людей https://pansionatrus.ru/catalog/doma-prestarelykh/filter/disease-is-dementia/apply/ для больных для больных деменцией и болезнью Альцгеймера.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.