Еще об одной яме в центре Ростова сообщили сегодня, 26 мая, в ростовских соцсетях. Очередной провал в асфальте образовался на пересечении пр. Соколова и ул. Лермонтовской. Какая-то добрая душа стыдливо обозначила его сломанной веткой дерева.
Участники пабликов интересуются: а где коммунальные службы? Почему провал, как положено, до сих пор не огорожен тревожной лентой? Когда его ликвидируют?
Что ж, будем ждать официальных ответов. А пока напомним, что за последнее время провалы на улицах и дорогах в центральной части донской столицы выстраиваются, как на параде. Вот краткое перечисление адресов и дат появления самых последних и самых крупных из них, образовавшихся в одном только мае:
угол Ворошиловского-Красноармейской (25 мая),
ул. Пушкинская (сразу два провала 22 мая),
угол Ворошиловского-Пушкинской (20 мая),
угол Сарьяна-31-ой линии (16 мая), угол
Буденновского-Варфоломеева (14 мая).
Да, видно, «прогнило что-то в Датской королевстве», точнее — в самом центре Ростова. Уж с больно подозрительной периодичностью проваливается здесь под землю асфальт и плитка.
Независимых экспертов не удивляет такая ситуация. По их мнению, участившееся образование провалов следует считать закономерностью.
Во-первых, не выдерживают испытание временем магистральные водоводы и теплоцентрали, даже те, которые проложили буквально в последнее десятилетие. Тут сразу возникает вопрос: кто, как и из чего прокладывал? И насколько тщательно следили за этим процессом контролирующие и принимающие работу инстанции?
Во-вторых, дает себя знать традиционная практика «накладывания заплаток» вместо капитального ремонтирования, которую кое-где по-прежнему используют коммунальщики. Отсюда, кстати, и порывы, из года в год возникающие на одних и тех же местах.
В-третьих, дает себя знать практически полное отсутствие в центре Ростова ливневой канализации, из-за чего подмывает все, что только можно. Новые отводные каналы не прокладывают еще с «чернышевских» времен (вспомним хотя бы реконструкцию ул. Горького, где про ливневку «забыли», несмотря на протесты общественности). То же осталось при Горбане. Даже с любовью выпестованный мэрией переулок Соборный и то не захотели или не смогли обеспечить вменяемой системой слива дождевой воды, из-за чего его уже не первый раз топит.
Показательно, что «при царе» ливневая канализация не только имелась и расширялась, но и периодически чистилась, являясь предметом особого внимания тогдашней городской думы. Эта ливневка кое-где еще функционирует — там, где нынешние отцы города не успели залить ее бетоном.
И, наконец, - в-четвертых (и это, может быть, - самое главное!): грунты в центре Ростова не выдерживают, по мнению экспертов, напряженности современного транспортного движения и интенсивности городского строительства, темп которого резко возрос в последние годы.
Можно до бесконечности доказывать, что, мол, при нынешних строительных технологиях можно построить пирамиду Хеопса хоть на голом песке. Но, скажите, кто в донской столице проводил в последний раз комплексное обследования состояния грунтов в центре города? Кто, положа руку на сердце, даст гарантию, что под давлением уже возведенных и запланированных к возведению многоэтажек (например, - в районе набережной) не случится проседание, сползание и пр. неприятности с фундаментами, которые могут и не остановить 25-метровые сваи из монолитного бетона?
И опять же: где будем искать виноватых, если лет через 10-20 неожиданно рухнет какая-нибудь нынешняя новехонькая «свечка»?
Вот так. И не надо отмахиваться: мол, ямы какие-то — ерунда, разберемся...